Вопреки стройкам

Гражданские протесты перетекают в новый год, и неизвестно, чем закончатся

Наибольшее количество гражданских выступлений в 2013 году так или иначе было связано со стройками. В конечном счете это вылилось в акции против городской власти, которая, как известно, также связана со стройками. Брожение, порожденное сломом старинных особняков, «уплотниловкой» и попытками спилить деревья, перетекает в новый год, и неизвестно, чем закончится.

Гражданские протесты перетекают в новый год, и неизвестно, чем закончатся

История с кварталом

Начало гражданской активности ознаменовано было в 2013 году пикетами у здания городской думы: жители Ковалихи требовали решить их затянувшийся конфликт с застройщиком, а обитатели исторического квартала в границах улиц Ильинская, Новая и Горького требовали оставить этот квартал в покое. Ранее стражи порядка не имели претензий к пикетирующим думу гражданам, однако на этот раз защитники квартала – Петр Марычев и 76-летняя Лидия Давыдова-Печеркина – были задержаны и доставлены в отделение полиции, где провели несколько часов. Кстати, летом Лидия Александровна, пережившая с начала года немало стрессов, умерла.

Летом Лидия Давыдова-Печеркина, пережившая с начала года немало стрессов, умерла
В день того памятного мартовского пикета депутаты гордумы одобрили смену зонирования в квартале, что позволило застройщику начать там зачищать старые дома. Однако на 126-м доме, который не так давно был реконструирован и отремонтирован, фирма “РегионИнвест 52“ чуть было не споткнулась. Эксперт Ирина Агафонова усмотрела в этом здании ценность, после чего оно стало вновь выявленным объектом культурного наследия и приобрело иммунитет. Активисты организовали беспрецедентную для Нижнего Новгорода защиту особняка: встали вплотную к его стене и перекрыли движение транспорта на улице Ильинской. Дом был разрушен наполовину. После этого управление госохраны объектов культурного наследия (УГООКН) отклонило экспертизу Агафоновой и заказало новую – у саратовского эксперта Галины Павловой, которая ранее подписала смертный приговор дому Чеботарева на улице Горького. Галина Павлова, как и ожидалось, составила отрицательное заключение. Активисты обратились в суд, однако проиграли в областной инстанции, и после этого 126-й дом был окончательно снесен.

Снос 126-го дома по улице Ильинской
В разгар борьбы за дом бывший мэр Вадим Булавинов объяснил, что этот исторический квартал обречен, ибо застройщик, которого ждут миллиардные прибыли в результате реализации данного проекта, пойдет на все и подключит все возможные ресурсы, чтобы это сделать. Так оно и произошло. Отметим, что в случае с участком на пересечении улиц Ковалихинской и Фрунзе застройщика также ждала большая прибыль, однако противостояние закончилось победой жителей.

И там, и там конфликты имели общественный резонанс и широко освещались в местных СМИ. В чем же разница? Очевидно, разница в том, что в случае с Ковалихой новая городская власть не поддержала застройщика, которому дал зеленый свет прежний мэр. А вот на застройку исторического квартала дала добро как раз существующая сегодня власть. И еще один немаловажный момент: защитников культурного наследия (каким бы исторически и эстетически ценным это наследие ни было) в городе не так уж много. Их гораздо меньше, чем противников уплотнительной застройки, которых эта самая застройка коснулась лично, и уж точно меньше, чем граждан, готовых бороться за сохранение деревьев.

Движение за выборы и репрессивные меры

Сегодня под угрозой слома еще несколько домов на улице Ильинской. Вокруг них также разворачиваются экспертные войны. На фоне этого правозащитник Станислав Дмитриевский организовал сбор денег на авторитетные экспертизы – они будут заказаны у таких специалистов, против которых местные чиновники якобы не посмеют пойти. Но пока нет ощутимых результатов этой деятельности и нет ярких акций, напоминающих об этом сборе, народ не будет нести Дмитриевскому и его компании свои средства.

Между тем, именно снос 126-го дома подтолкнул активистов к митингам против главы города Олега Сорокина, которые переросли потом в движение за прямые выборы мэра.

После этого на головы гражданских активистов посыпались несчастья, которые, согласно устоявшемуся в их среде мнению, имеют репрессивный характер. Вскоре после разговора с Сорокиным активистку движения «Спасград» Анну Давыдову уволили из фирмы «Этнос». Был избит правозащитник Алексей Поднебесный, обвинивший нижегородцев, мягко говоря, в аморфности, а активиста Михаил Карякин сначала уволили с работы, а потом избили. Эти люди нередко выступали единым фронтом, и то, что произошло с ними, трудно списать на случайность. В ноябре 2013 года общественность была потрясена еще одним событием, которое теоретически можно вписать в череду репрессивных мер: при загадочных обстоятельствах погиб нижегородский оппозиционер Николай Савинов, заслуживший уважение не только в среде гражданских активистов.

Нижегородцы прощаются с домом №126 по улице Ильинской

Смотрите видео по теме

Кулибинские группы

Еще более напряженным оказался конфликт вокруг парка Кулибина. Вернее, вокруг той его части, что тянется вдоль улицы Горького: ее планировали урезать, чтобы расширить дорогу. Для этого нужно было сменить зону данного участка, и вот тут несоответствие запросов населения решениям выбранных этим населением депутатов оказалось налицо. На публичных слушаниях почти все (более ста человек) высказались против урезания парка, на городской же думе большинство депутатов проголосовало за. Это породило серию протестных акций. Была создана «Кулибинская группа», в которую вошли деятели культуры, позже активисты создали попечительский совет парка. На том месте, которое изначально планировалось под дорогу, члены совета высадили этой осенью тюльпаны.

В конце концов, Олег Сорокин пообещал еще раз как следует проработать вопрос с кулибинским парком и вернуться к нему позже.

Однако трудно сказать, пошла ли власть на попятную в данном вопросе: думское решение у нее на руках, и она в любой момент может затеять вырубку лип. Кстати, в народе сложилось устойчивое мнение, что расширение улицы затеяно ради парковок – они нужны будут арендаторам бизнес-объектов, строительство которых осуществляется и планируется рядом.

Подготовлена также документация по возведению аквапарка на территории Автозаводского парка. В этом году прошли митинги против реализации данного проекта, что накалило ситуацию. И еще сильнее она накалится в 2014 году: застройщик пока затаился, но, имея полный пакет документов на руках, он может начать действия по спилу деревьев.

Кстати, вопрос со строительством оперного театра в парке Пушкина, для которого также потребуется убрать зеленые насаждения, отложен. Но не в связи с протестом населения, а по причине нехватки бюджетных средств на воплощение данного проекта в жизнь.

Нет сегодня препятствий для реализации еще одного проекта, способного нанести ущерб экологии. В 2013 году суд разрешил строительство полигона ТБО возле деревни Лазарево в Богородской районе, несмотря на отчаянные протесты жителей.

И снова «уплотниловка»

Параллельно с освоением больших кварталов в городе продолжается точечная застройка, которую сопровождают хорошо знакомые обществу негативные процессы: спил деревьев, установка заборов на чужой придомовой территории, лишение обитателей окружающих домов таких благ, как вид на просторы и солнечный свет. Естественно, это порождает протесты жителей, которые пока что не приносят весомого эффекта. Одна из самых горячих строек на сегодняшний день – на проспекте Ленина: жители провели в 2013 году несколько акций против того, что техника оказывается на тротуарах, а доступ к солнечному свету в результате реализации проекта у них сократится. Обращались люди и в различные инстанции… Но результат был неизменно нулевым, и стройка продолжается.

На улице Родионова, недалеко от склона Волжского откоса, строительство здания пока не начато, но жители уже знают о проекте и провели несколько сходок по этому поводу. Они опасаются, что новая постройка рухнет в результате оползня и увлечет их за собой. Кроме того, намеченная высотка закроет обитателям существующего дома вид на волжские просторы.

На площади Свободы жители были против строительства офисного центра рядом с Нижегородским острогом: переживали за целостность памятника, да и из своих окон они теперь будут видеть стену новостройки вместо шедевра архитектуры XIX века. Эта ситуация активно освещалась в СМИ. Тем не менее, стройка рядом с острогом началась и сегодня успешно продолжается. Сегодня все нижегородцы могут наблюдать, насколько она искажает восприятие памятника архитектуры.

В целом мы видим, что широкие общественные круги могут подняться против проектов, угрожающих экологической безопасности города. И если власти видят действительно широкое возмущение, они готовы идти на уступки. Что касается защиты культурного наследия или же права конкретных жителей на просторный вид из окон, то эти смысловые ходы не способны втянуть в протест основную массу городского населения. Если, допустим, ранее устраивались общегородские митинги против точечной застройки, то сегодня и этого нет. Поэтому старинные особняки продолжают уничтожаться, продолжается и «уплотниловка». Обратный ход дать проектам не так-то просто.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру