Сохранится ли качество лицейского образования после отмены собеседования в школах?

«Будущее страны» на равных условия

Российская система среднего образования оказалась в некотором раздумье. На протяжении последних двух десятилетий в образовательном пространстве соседствовали три вида учреждений: лицеи, гимназии и школы-углубленки. Попасть в них мог далеко не каждый ребенок: нужно было сдавать экзамены, проходить собеседование. И вот год назад учреждения уравняли, элитарность нивелировали.

«Будущее страны» на равных условия

Теперь все школы, гимназии и лицеи называются образовательными организациями и обязаны работать в рамках единого федерального образовательного стандарта (ФГОС) и принимать ребят с приписанных участков, а не только отобранных будущих гениев. Кроме этого, школа обязана принять ребенка из многодетной или приемной семьи, даже если он не относится к ней по месту жительства, но здесь уже учится его брат или сестра. «МК в Нижнем» попытался выяснить, насколько получилось уравнять школьное образование и какие нас могут ждать на этом пути подводные камни.

Уравнять интеллектуала с троечником

Представьте себе такую ситуацию: в классе сидит мальчик Сережа, который едва соединяет буквы в слоги, а его соседка по парте Наташа уже два года самостоятельно читает детские книжки. Но они соседи по дому и приписаны к одной школе, и значит, учитель должен сделать все, чтобы урок был интересен для обоих. Но уравнять детей в рамках одного коллектива сложно даже в первом классе. А что делать, когда в ход пойдет «тяжелая артиллерия» в виде физики, химии, алгебры, геометрии? Этим озабочены сегодня как чиновники от образования, так и руководители образовательных учреждений. Как убрать финансовый барьер при приеме в школу, помочь детям из простых семей попасть в круг избранных? Но при этом создать все условия, чтобы «будущий цвет науки» не зачах в ожидании, пока двоечник в классе справится, наконец, с элементарной задачей.

- Гимназии проводили вступительные экзамены, а это всегда палка о двух концах, - призналась нам мама 14-летнего подростка Елена Сафонова. - Я помню, когда моего ребенка забраковали на собеседовании, я так рассердилась, что сгоряча высказала директору школы, что у них в школе учатся не только звезды, а и достаточно слабые ребята. Просто у их родителей толще кошельки. На что та, не смущаясь, ответила: «Да, учатся. Но благодаря им, мы можем учить ваших детей в прекрасных условиях».

Напомним, что одна из причин, по которой лицеи и гимназии обязали принимать детей по месту жительства, коррупция при приеме в школу.

- Но я боюсь, что вместе с коррупцией мы уничтожим элитное образование, - негодует мама восьмиклассника лицея №82 Сормовского района. - Мой сын великолепно занимается и по физике, и по математике. В обычной школе он бы спал на последней парте, пока учителя подтягивали под общий уровень остальных учеников. Но когда я представлю, что мне с моим гуманитарным складом ума пришлось бы учиться в этом лицее, мне становится плохо: я едва терпела уроки физики в обычной средненькой школе.

По словам начальника отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктора Шмелёва, никаких предпосылок, что лицеи прекратят существование, нет.

- Просто они будут иначе называться, - говорит чиновник. - Общеобразовательная организация и в кавычках «лицей такой-то». И в них по-прежнему станут реализовываться программы углубленного статуса по естественно-научным и физико-математическим направлениям.

Вернуть в школу битву за космос

- Сохранение лицейского образования – это задача национальная, - считает директор лицея № 165 Наталья Созинова, - Никто же не будет спорить, что нужна особая политика по отношению к сиротам, по отношению к учащимся коррекционных школ. Но если мы сегодня так много говорим о нанотехнологиях, инновациях, то возникает вопрос: кто всем этим будет заниматься, если не особо подготовленные кадры? Всегда национальная идея в России была такова, чтобы одаренных детей с самого детства, с первых классов растили в особых условиях. Это хорошо понимали и наши императоры, про это никогда не забывала коммунистическая власть. Поэтому в 1970-е годы удалось создать хорошую базу элитарного физико-математического образования.

Когда Юрий Гагарин полетел в космос, не зря американцы сказали: «Битву за космос русские выиграли сидя за партой». И сегодня мы должны сделать все, чтобы этой традиции не разрушать.

- Есть запрос от предприятий, от вузов, чтобы мы готовили ребят с повышенным знанием физики и математики, - соглашается директор лицея №38 Ирина Кучерова.

Однако в этом году, по словам руководителей учебных заведений, им пришлось набрать ребятишек, которые просто «не тянут» на лицеистское и углубленное образование. И чем это обернется (в первую очередь - для здоровья ребенка), еще неизвестно.

- Сегодня подавляющее большинство родителей хотят, чтобы их ребенок учился в лицее, с целью похвастаться этим достижением перед друзьями. Делать это категорически нельзя, - предупреждает Виктор Шмелев. - Понятно, что выпускники лицеев - действительно, будущее нашей страны, ведь из 213 стобалльников ЕГЭ в Нижегородской области 84 являются лицеистами. Но учиться в лицеях, основным направлением образования в которых являются точные науки, очень непросто. При поступлении в подобные образовательные учреждения дети должны проходить целый ряд медицинских, психологических и педагогических отборов, которые ныне упразднены.

- И это неправильно, что отменили собеседования, - продолжает тему Наталья Созинова. - Это был апробированный, хорошо зарекомендовавший себя метод. Педагоги и профессиональные психологи оценивали возможности каждого ребенка, потому что учиться в лицее – труд великий. Естественно, что в этом году к нам попали дети, которые раньше не прошли бы собеседование. Все они продолжают учиться, находятся под персональной опекой, и наша профессиональная честь, чтобы все 75 ребятишек успешно справились с программой и усвоили материал.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру