Липа Грузман: «Зачем говорить о нехороших людях?»

Вышла новая книга нижегородско-иерусалимского писателя-сапожника

В конце прошлой недели в нижегородской государственной библиотеке им.Ленина состоялась презентация новой книги Липы Грузмана. Увы, последние лет пятнадцать это имя знают только избранные нижегородцы. Причем, самых разных профессий и социального положения – от бывших уголовников до высокопоставленных чиновников. Хотя в лихие девяностые имя Грузмана гремело по городу: бывший «смотрящий Свердловки», сапожник и создатель нижегородской синагоги. Сейчас Липа Грузман - писатель и художник.

Вышла новая книга нижегородско-иерусалимского писателя-сапожника

На прием - в будку

Липа порадовал нижегородцев третьим томом «Еврейских тетрадей», или, как он их назвал, «Последних тетрадей». Этот цикл – живая летопись города Горького, а впоследствии Нижнего Новгорода. Помимо бурной деятельности Липы по превращению разрозненной еврейской общины в культурно-религиозный центр иудаизма, в книге описываются самые разные стороны жизни города: разборки «братвы», нищета горожан, пьянство, тугодумие и жадность чиновников и многое другое.

Сам Липа в те годы совмещал работу инженера, общественную деятельность, а по вечерам чинил горожанам обувь в своей будке у кинотеатра «Октябрь». Туда к нему на “прием“ приходили чиновники, правоохранители и строители, занимающиеся восстановлением нижегородской синагоги. Деловые вопросы Липа решал в грязном кожаном фартуке, постукивая сапожным молоточком. Корреспондент “МК в Нижнем“ в детстве тоже ходил к Липе чинить обувь всей семье - на новую денег тогда не было.

После эмиграции в Израиль Липа продолжил описывать уже иерусалимские реалии. Разменяв пятый десяток, Липа работал не только сапожником, но и грузчиком. Сам сын сапожника, он никогда не стеснялся физического труда, но всегда совмещал его с умственным. Во всех своих книгах Липа воспевает то, что сейчас не особо почитаемо - жизнь простого труженика. И подтверждает это личным примером.

Сейчас главные расходы Липы от многочисленных калымов - ежегодная поездка на родину в Нижний. Иногда получается бывать в родном городе и чаще. За 15 лет жизни за границей он побывал в Нижнем Новгороде 23 раза.

Сейчас Липе 67 лет. Годы дают о себе знать, поэтому он нечасто берется за перенос тяжестей. В основном, чинит обувь и сочиняет. Его литературно-пролетарская жизнь описана в книге «И снова была война». На фоне постоянных кровавых стычек с палестинцами, Липа сапожничает, калымит на квартирных переездах, торгуется с арабскими торговцами и описывает жизнь алкоголиков-эмигрантов из СССР. Те на Земле обетованной живут в более чем комфортных условиях. Словом, обычная жизнь обычных людей без всяких прикрас и демагогии. Да и сам Липа после тяжелого трудового дня не прочь пропустить рюмочку.

Себя Грузман называет иерусалимским писателем, художником и сапожником. Но не забывает, что наполовину принадлежит Нижнему Новгороду.

Встречи с хорошими людьми

- В Иерусалиме похоронен мой отец, в Нижнем – мама. Получается, что мой папа Израиль, а мама – Нижний Новгород. Я здесь родился, - говорит Липа Грузман. - Я никогда не делил жизнь на «до» и «после». Для меня это единое пространство. По еврейской традиции, я обязан раз в год посещать могилу мамы, поэтому минимум раз в год я здесь. А на сей раз повод более чем приятный – презентация моей третьей книги.

Первый и второй тома «Еврейских тетрадей» вышли здесь. Потом появились «заклятые друзья», из-за чего третью книгу пришлось издать в Иерусалиме. Но мне помог губернатор Валерий Шанцев, и теперь третья “Еврейская тетрадь“ издана еще и в Нижнем. Сейчас же начну работу по переизданию четвертого тома, который уже вышел в Израиле. Как бы я там ни жил, что бы ни творил, все принадлежит Нижнему Новгороду. Там я редко бываю на всяких тусовках, работать надо, а здесь могу себе это позволить.

На вопрос о «заклятых друзьях»Липа ответил философски:

- Зачем говорить о нехороших людях, которые ничего не стоят? Лучше поговорить о хороших людях!

Каждый приезд Липы на родину – бесконечные встречи с хорошими людьми. Они происходят, как правило, случайно. Также невзначай он встретил художника Валерия Крылатова, который с ходу заявил: «Липа, я хочу написать твой портрет».

За этим занятием мы и застали Липу в художественном училище. Вместе с мастером Липу рисовали студенты, будущие живописцы. Липа в потертых джинсах и пролетарском жилете с многочисленными карманами философствовал:

- Мастер, который работает, должен получить деньги. Это его труд, его силы. Они сейчас вкладывают столько сил, столько энергии (показывает на художников), что вечером придут домой и упадут. Чтобы восстановить силы, надо бы выпить грамм сто...

- Липа – очень колоритный образ, - заметил Валерий Крылатов. - Когда я его увидел, не мог не попросить позировать. Такого пропустить просто нельзя!

Липа успевал позировать и отвечать на наши вопросы. Еще и подзаработал. Хотя натурщики сейчас получают сущие копейки. Но - любой труд достоин уважения.

В следующих выпусках «МК в Нижнем» читайте полное интервью с писателем-сапожником. Он поведает о своей криминальной молодости, сравнит ее с современной жизнью, проанализирует закрытие легендарной закусочной «Крестьянки» и другие нижегородские реалии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру