На той далёкой, на Кавказской...

16 октября 1853 года началась Крымская война

160 лет назад началась Крымская война, которая, несмотря на героизм русских ратников, их стойкость и мужество, несмотря на отдельные успехи и громкие победы, закончилась поражением России. Боевые действия происходили в разных географических точках: в Крыму, на Балканах и на Кавказе, на Балтике, Дальнем Востоке, а также на Чёрном и Белом морях. Наши земляки-нижегородцы отметились, в основном, на Кавказе и в Крыму. И проявили чудеса отваги.

16 октября 1853 года началась Крымская война

Стратег генерал Андроников

Пограничная линия с Турцией и Ираном на Кавказе составляла 1500 км. Она тянулась от устья реки Чорох на Черном море до горы Арарат. Защищена эта граница была довольно слабо. Здесь располагались части корпуса, которым командовал генерал Василий Бебутов. Действующую армию поддерживали также отряды национальных кавказских ополчений. Наш земляк генерал Иван Андроников (Андроникашвили) командовал отдельной группировкой, куда входили Гурийский и Ахалцыхский отряды. Эта группировка была достаточно солидной – примерно 26 тысяч человек. Всего же в рядах Кавказской армии насчитывалось около 90 тысяч воинов.

Иван Андроников проявил себя как хороший стратег
В это время на Кавказе сложилась весьма своеобразная политическая обстановка. В результате русско-персидских и русско-турецких войн (Крымская война была десятой по счету) Россия присоединила к своей территории практически всё Закавказье, а также Дагестан, Чечню, Северную Осетию, Кабарду и Балкарию. Но Кавказ привлекал не только Россию. Виды на него имели и Турция, и Англия, и Франция. И они стали поддерживать Шамиля, который создал единое государство в горах Северного Кавказа – имамат. И он объявил газават – священную войну против неверных. Таким образом русской армии пришлось воевать на два фронта: и с турками, и с Шамилем.

В конце 1853 турецкие войска вторглись на территорию Армении. Корпус Бебутова сразу же направил туда свой Александропольский отряд. Вдвое меньший по численности, он обратил турок в бегство, хотя и сам понёс большие потери.

Боевых действий до лета следующего, 1854 года, на Кавказском фронте не велось, за исключением локальных стычек. А в июне турки опять предприняли попытку прорваться к Тифлису. Они заняли Озургеты – селение, находившееся в непосредственной близости от группировки Андроникова, - и направились к Кутаиси. Андроников выслал навстречу Гасан-бею отряд подполковника Эристова. В бою у села Нигоети турки потерпели поражение, потеряв около тысячи человек убитыми, в том числе и самого Гасан-бея. Столько же было ранено. Все решила стремительная сабельная атака. Эристов потерял 600 человек.

Иван Андроников проявил себя как хороший стратег. Узнав о победе Эристова над турками, он с 10-тысячным отрядом направился в Озургеты. Это село с 34-тысячным войском занимал Селим-паша. Атака была настолько неожиданной, что турки запаниковали, а после того, как на них посыпались снаряды, позорно бежали, потеряв 4 тысячи человек убитыми, всю артиллерию и огромные запасы фуража.

Андроников стал героем сражения и у турецкой крепости Ахалцих – оно было несколько раньше. 14 ноября 1853 года во главе пятитысячного отряда он разбил турецкий корпус, который в четыре раза превышал его соединение по численности.

Мне довелось побывать в этом городке Ахалцихе в Грузии. Он недалеко от Тбилиси, население его 30 лет назад составляло 15 тысяч человек (а когда-то там проживало в три раза больше). Сохранились руины крепости, которые энтузиасты восстанавливают. Там я узнал, что Ахалцих (Ахалцихе) - ровесник Нижнего Новгорода. Он попал под власть турок в 1579 году и когда его освободил от османского ига Андроников, жители этого города поставили ему памятник при жизни.

Город, между прочим, населяют не только грузины. Там много армян, турок, русских, горских евреев. Сохранился христианский монастырь, много минеральных источников.

Сын Карамзина – тоже наш земляк

Андрей Николаевич Карамзин, сын известного историка Николая Карамзина, погиб 16 мая 1854 года. Возглавляя отряд из четырех эскадронов, он неожиданно был атакован турецкой конницей и взят в плен. Турки порубили его на куски.

Он родился в селе Рогожки Нижегородской губернии. Усадьба его, хоть и дышит на ладан, еще пока живёт. Как и память о Карамзиных. Глава семейства Николай Михайлович (1766-1826) в 1801 году женился на Елизавете Ивановне Протасовой, родственнице поэта Василия Жуковского. Но она через год умерла. Спустя три года известный историк женился во второй раз - на сводной сестре поэта Вяземского, Екатерине Андреевне.

Андрей Николаевич Карамзин, сын известного историка Николая Карамзина, погиб 16 мая 1854 года
Сын Карамзина Андрей появился на свет в 1814 году. О нем сведения скудные. Женился на вдове владельца заводов в Нижнем Тагиле Павла Демидова Авроре Карловне, унаследовавшей огромное состояние. Судя по всему, это был брак по расчёту. И Андрей Карамзин уехал на Урал управлять заводами.

Усадьба Карамзиных в селе Рогожки сегодня сохранилась только в виде больничного комплекса с церковью в центре. Парк заброшен. Сохранилась у пруда беседка, где проводили свое свободное время и Николай Карамзин, и его сыновья Андрей и Александр. Они, кстати, учились вместе в Дерптском университете, служили в армии.

Судя по воспоминаниям современников, в полку Андрея Карамзина встретили не совсем приветливо. Думали, что это богатый нувориш, который ищет экзотических приключений. Но потом офицеры поняли, что это не так. Карамзин подружился с поручиком Павлом Вистенгофом, с другими сослуживцами.

Разведка донесла о подозрительной активности турок. Решено было провести разведку в районе селения Каракала. Карамзин вызвался возглавить казачий разъезд. Но как только разведчики преодолели мост, там их в укрытии поджидали турки. Разведчики вступили в бой, но лошадь Карамзина, испугавшись, понесла и сбросила седока. Турки окружили его плотным кольцом... Рассказывают, что когда они стали снимать с него золотой медальон, Карамзин выхватил у турка саблю из ножен и ударил его по голове, а другому перешиб руку.

Андрей Карамзин похоронен в Валахии (теперь это территория Румынии). Его смерть оплакивали в России. Федор Тютчев писал по этому поводу своей дочери так: «Это одно из таких подавляющих несчастий, что по отношению к тем, на кого они обрушиваются, испытываешь, кроме душераздирающей жалости, еще какую то неловкость и смущение, словно сам чем-то виноват в случившейся катастрофе... Был понедельник, когда несчастная женщина узнала о смерти своего мужа, а на другой день, во вторник, она получает от него письмо на нескольких страницах, полное жизни, одушевления, веселости. Это письмо помечено 15 мая, а 16-го он был убит… Последней тенью на этом горестном фоне послужило то обстоятельство, что во всеобщем сожалении, вызванном печальным концом Андрея Николаевича, не все было одним сочувствием и состраданием, но примешивалась также и значительная доля осуждения. И, к несчастью, осуждение было обоснованным. Рассказывают, будто государь (говоря о покойном) прямо сказал, что поторопился произвести его в полковники, а затем стало известно, что командир корпуса генерал Липранди получил официальный выговор за то, что доверил столь значительную воинскую часть офицеру, которому еще не доставало значительного опыта. Представить себе только, что испытал этот несчастный генерал. А.Карамзин, когда увидел свой отряд погубленным по собственной вине… и как в эту последнюю минуту, на клочке незнакомой земли, посреди отвратительной толпы, готовой его изрубить, в его памяти пронеслась, как молния, мысль о том существовании, которое от него ускользало: жена, сестры, столь обильная привязанностями и благоденствием».

Тютчев дышал неровно к Андрею Карамзину. «Завтра, 18 июля, мы приглашены на печальную церемонию, похороны бедного Андрея Карамзина, тело которого, однажды уже погребенное и открытое, только что прибыло в Петербург (на самом деле в Петербург привезли только пустой гроб, - Авт.), - писал он. - А я вижу, словно это было вчера, как он в военной шинели расстается с нами на вокзале и я говорю ему на прощание — воротитесь. И вот как он вернулся!».

Аврора Карловна за телом мужа посылала своего секретаря Иосафата Огрызко, но тот тела Андрея Карамзина не нашел. Привёз только пустой гроб. Однако ему поверили. Гроб погребен в Рогожке (сейчас это Сеченовский район) в церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости, а на одной из площадей Нижнего Тагила был поставлен памятник Андрею Карамзину.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру