Пятна на воде
У Департамента Росприроднадзора по ПФО Анатолия Шаталова экологическая обстановка в акватории Волги и на данной территории вызывает серьезную озабоченность. Специалисты Росприроднадзора совместно с экспертами лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» начали внеплановую проверку территории Сормовской ТЭЦ и сбросного канала. Окончательные итоги будут подведены в начале октября. Тогда же, возможно, огласят и предполагаемые источники загрязнений.
Предварительно анализы (девять проб сточной воды и 14 проб почвы) показали многократные превышения по содержанию нефтепродуктов относительно предельно допустимых концентраций (ПДК): в воде - до 20 ПДК, в почве относительно фоновых проб - десятки и сотни ПДК.
Управление по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям Нижегородского филиала ОАО "ТГК-6" уже выступило с заявлением о непричастности Сормовской ТЭЦ к загрязнению воды в Волге в этом районе. «Виновником» экологических нарушений, по мнению энергетиков, являются нефтепродукты, оставшиеся в подземных коммуникациях и хранилищах, существовавших ранее на берегу предприятий: нефтеперерабатывающего завода им. 26 Бакинских Комиссаров, нефтеперевалочной Сормовской базы.
- А причиной выхода нефти и ее продуктов являются расположенные выше по грунтовому потоку оставшиеся со времени ликвидации нефтеямы с нефтепроводами, разрушенные подсобные сооружения и колодцы, заполненные полностью либо частично нефтепродуктами, - отмечают в энергетической компании. - В периоды половодий или обильных дождей эти нефтепродукты с грунтовыми водами попадают в сбросной канал.
Нефтяная жила
По мнению экологов, причиной «масляных пятен» на Волге действительно могут быть «залежи» нефтеотходов в Бурнаковской низине и соседних территориях. Здесь расположены отстойники кислых гудронов (по некоторым данным, знаменитый пруд кислых гудронов уже сильно обмелел. Неужели и он ушел «на Волгу»?), а когда-то в прошлом веке даже в открытую сливали авиационный керосин. С помощью мазута на здешних болотах уничтожали малярийных комаров.
Бурнаковка – при всех неблагоприятных промышленных факторах - начала осваиваться под застройку еще двадцать лет назад. И по-хорошему еще тогда требовалось самое тщательное исследование и, возможно, объявление ее «территорией с признаками накопленного экологического ущерба», а данные по загрязнению почвы и подпочвенного воздуха свидетельствовали как раз об этом (см. “Из досье “МК“). Потребовалось бы федеральное финансирование как на дзержинские свалки, и специальная рекультивация почвы, и только потом, возможно, включение земли в «мирный» городской оборот и жилую застройку.
Но такой вариант очень затратный по времени и по деньгам. Да и дал ли бы федеральный центр под это деньги? В Нижнем Новгороде пошли по более простому пути. Часть «низины» обозначили в Генплане как зону жилой застройки, а все специальные работы по «обезопашиванию» жителей новостроек от неблагоприятных экофакторов возложили на будущих застройщиков и их передовые технологии.
Дело застройщика
Современная застройка бурнаковской зоны началась. Первые дома компанией «Жилстрой-НН» уже сданы (по очень бюджетным ценам) и заселяются. Гендиректору компании-застройщика Евгению Березину приходится отдуваться за экологическую безопасность и доказывать соответствие «продукта» строительным и санитарным нормам. А он готов представить все документы, подтверждающие безопасность домов для жителей.
Состояние Бурнаковской низины Нижнего Новгорода обсуждали 26 сентября на заседании экспертного совета по экологии при Главном федеральном инспекторе (ГФИ) по Нижегородской области Сергее Валенкове, к которому жители идут с вопросами, оставленными без ответа другими местными структурами.
- Общественное беспокойство по поводу освоения Бурнаковской низины не утихает, - объясняет руководитель экоцентра “Дронт“ Асхат Каюмов. - Когда три года назад обсуждался проект Генплана Н.Новгорода, нам «Волгагеология» представляла данные о том, что эта территория достаточно загрязненная, в частности, нефтепродуктами. Хотели даже оставить ее под естественную самоочистку. Но потом в процессе утверждения Генплана значительная часть Бурнаковской была отдана под застройку, в том числе жилую, и с одного края процесс уже начался. Естественно, люди сегодня спрашивают: “Как же? Куда делись нефтяные загрязнения? Не опасно ли там жить?».
Зашкалило за ПДК
В рамках поручения экспертного совета при ГФИ была проведена проверка экологического состояния Бурнаковской низины. Как рассказал Анатолий Шаталов, были сделаны запросы на кадастровые паспорта участков с определением собственников, зонирование территории, взяты пробы почвы и подпочвенного воздуха. По словам главы окружного Росприроднадзора, пробы почвы брались в восьми точках на глубинах 0,5 м, 2 м и 5 м.
Анализы выполняли аккредитованные лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ» совместно с ФБУ «Референтный центр при Россельхознадзоре». Полученные данные сравнивались с фоновыми концентрациями токсикантов промышленного происхождения (данные ФБГУ «Верхне-Волжское УГМС»).
Результаты исследования показали неравномерность загрязнения территории. Суммарный индекс загрязнения составил 58,48 (мг на кг). Что в три раза выше ПДК - согласно СанПиН 2.1.7.1287-03, данные почвы относятся к категории «опасные». Наиболее грязной являются почвы в районах Сормовской ТЭЦ, ликвидированного шлакоотвала металлургических отходов машзавода, в районе пруда кислых гудронов. Превышение ПДК в пробах составило от 100 до 1200 раз. Сравнительно более благополучная экологическая обстановка у озера в поселке Левинка. Концентрация вредных веществ по результатам анализов почвы и воды там в пределах фоновых показателей. Но, с другой стороны, фоновые значения для этой местности высокие.
Мышьяк и бензапирен
В зоне новостройки, за забором «Жилстроя-НН», пробы почвы не забирались (технологически это было сложнее сделать, объясняют специалисты). Но рядом с забором в нескольких десятках метрах от стройки на улице Бурнаковской, недалеко от гипермаркета «Наш», пробы брали.
Результат анализа неутешителен - ПДК нефтепродуктов превышена в 24 раза, фоновая концентрация – в восемь раз. Значительно больше ПДК содержание по мышьяку – в 1,7 раза; по свинцу – в 2,7 раза; по цинку – в 3,7 раза; по бензапирену – в 26 раз.
- Вопрос последующего освоения Бурнаковской низины требует более тщательного и всестороннего исследования, – заявил Анатолий Шаталов. – Установленные в ряде точек превышения ПДК сравнимы с показателями, характерными для зон накопленного экологического ущерба. Однако работа по дальнейшей идентификации данной территории требует проведения ряда мероприятий в соответствии с методикой, утвержденной Министерством экологии и природных ресурсов РФ.
- Мы работаем на Бурнаковке второй год, и нефтепродуктов я там не встретил, - заявил Евгений Березин. - Да, территория очень разная. Есть места, которые надо спасать. Но таких показателей по нефтепродуктам, да еще по мышьяку, бензапирену – у нас не было! Поэтому озвученные результаты вызывают недоверие. Почему вы не взяли пробы на площадке строительства?
Мы тоже можем предъявить документы, выданные разными организациями, - утверждает застройщик, - они говорят, что территория, которая сегодня застраивается, – чистая. И озеро, вокруг которого ведется строительство, оно, по вашим же данным, чистое. В 2012 году здесь тоже работала комиссия (под руководством природоохранной прокуратуры, присутствовал представитель Роспотребнадзора) - именно вдоль забора были отобраны четыре пробы. И все замеры показали - все в пределах ПДК.
Однако Шаталов сказал, что обвинять в предвзятости независимые лаборатории разных ведомств нет никаких оснований.
Лосиха с потомством
- Застройка ведется в полном соответствии с законом, - настаивает Березин, - с применением технологий, обеспечивающих защиту от проникновения опасных веществ на поверхность почвы. Еще несколько лет назад с московским архитектором – разработчиком Генплана Н.Новгорода Александром Колонтаем - мы смотрели на эту деградированную территорию и думали, как ее можно улучшить.
Мы рекультивировали территорию, насыпав сверху пять-шесть метров песка, забранного в подновском колене, два раза промытого. Мы сделали двойную гидроизоляцию новостроек и дренажную систему для защиты от грунтовых вод, подвалы в домах у нас сухие.
Бурнаковская низина – уникальное место для Нижнего Новгорода. Оно находится недалеко от центра города, при этом рядом – реликтовая дубовая роща, чистые озера, Здесь, мы видели, лосиха вывела потомство. Это будет лучший район города, - уверяет Евгений Березин.
Планируется, что жилой микрорайон выйдет к Волге.
Все будет хорошо?
- Понятно, что застройщик сделал все, что мог в данной ситуации. И действительно, мы отмечаем, благодаря отсыпке грунта и другим мерам, которые предписывала госэкспертиза, значительное улучшение состояния территории в границах застройки, снижение загрязнения, - говорят представители Управления Роспотребнадзора. - Однако сегодня нельзя спрогнозировать, как пойдет инфильтрация (проникновение. – Ред.) загрязнений в верхние слои почвы, с какой скоростью, нужно делать очень подробный анализ, мониторинг гидрологии.
Вместе с тем, нижегородские экологи считают, что тема Бурнаковской низины до конца не исследована, и сегодня никто не может гарантировать, что все будет благополучно или, наоборот, что все заболеют. Бурнаковскую низину надо взять на особый контроль.
- Понятно, что по бумажкам все будет хорошо, если вы этого захотели, - говорит эколог Асхат Каюмов. - Меня в отличие от чиновников не волнует, как будет по бумажкам. Меня интересует, как будут жить люди? При нынешних условиях невозможно связать конкретные заболевания с конкретными загрязнениями. Нет в стране таких методик, за исключением диагностики явного отравления. Меня волнует все развитие Бурнаковской низины, а не только тех территорий, где строит «Жилстрой-НН». Согласно Генплану большая часть Бурнаковской низины подлежит освоению. Если Росприроднадзор сделает вывод, что там существуют территории, подпадающие под критерии «территории с накопленным экологическим ущербом», то надо требовать федеральных вливаний. Сегодня нет методик, которые позволили бы наверняка сказать, что, насыпав пять метров песка, через 15 лет загрязнения почвы не выйдут на поверхность?
Результаты исследований “настораживают“
Главный федеральный инспектор по Нижегородской области Сергей Валенков сказал, что "результаты исследований настораживают»:
- Нужно понять, насколько данная ситуация опасна и насколько эффективны технические решения, применяемые при строительстве жилых зданий.
Результаты проверки, проведенной департаментом Росприроднадзора по ПФО, будут переданы в природоохранную прокуратуру и в прокуратуру Нижегородской области, чтобы определить «зону накопленного экологического ущерба» на территории Бурнаковской низины. Прокуратуре поручено оценить правомочность выданных разрешительных документов на застройку данной территории.
Территория, которая признается «зоной накопленного экологического ущерба», подлежит экологической рекультивации – всякая деятельность на этой территории запрещается.