«Красный Якорь» ждет восстановления железнодорожных путей

Ветка «необщего пользования»

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области 18 сентября вынесла прецедентное решение. Группа лиц - ООО «СТН-Строй» и ООО «Горьковская железнодорожная логистическая компания» («ГЖЛК») - признаны нарушившими ч.1 ст.10 Закона “О защите конкуренции“.

Ветка «необщего пользования»
На территории бывшего ГМЗ пути уже разобрали и сдали рельсы в утиль. Фото - Наталья Бурухина

Взяли и разобрали

Дело в УФАС рассматривалось по заявлению завода «Красный Якорь», который из-за действий этих компании - демонтажа железнодорожных путей - оказался отрезанным от станции Костариха, откуда привозил металл-сырье и куда отгружал свою продукцию. А поскольку товар у предприятия крайне не стандартный – цепи и комплектующие, которые весят много тонн и так просто их в КАМАЗ не кинешь, то понятно, почему проблема была остро поставлена руководством «Якоря», которое задействовало все рычаги влияния, обратившись даже в адрес приволжского полпреда Михаила Бабича. Кроме того, предприятие собирается заключать стратегический контракт на поставку цепей для нужд оборонки.

Еще с довоенных времен завод «Красный Якорь» был связан железнодорожным путем, проходящим через территорию теперь уже бывшего Горьковского металлургического завода (ГМЗ), со станцией Костарихой. По этой ветке «необщего пользования» на «Якорь» подавались вагоны с сырьем и вывозилась продукция (см. схему).

Схема железнодорожного сообщения завода "Красный якорь" со станцией Костариха. Схема - Андрей Болдин
После банкротства ГМЗ у железнодорожной ветки, проходившей по территории металлургического завода (и даже когда-то принадлежавшей «Красному Якорю»), появились новые собственники – «СТН-Строй». В мае 2012 года общество передало подъездной железнодорожный путь во временное владение ООО «ГЖЛК». Тогда же в мае между «ГЖЛК» и «Красным Якорем» заключен договор на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для выгрузки и погрузки продукции завода «Красный Якорь» на станцию Костариха. А уже в апреле 2013 года «СТН-Строй» сообщило «ГЖЛК», что с июня 2013 года расторгает договор аренды.

- Посчитав нецелесообразность содержания рельс, руководство компании приняло решение разобрать пути и построить на этой территории складской комплекс, - объясняет представитель «СТН-Строй» адвокат Наталья Шарова. - В 2012 году мы не имели с «Красным Якорем» никаких отношений, у них был заключен договор аренды с ГЖЛК.

Представители ГЖЛК говорят, что заранее предупреждали «Красный Якорь» о расторжении договора, но ответа не получили. Поэтому компания расторгла договор в одностороннем порядке.

Летом 2013 года в июле-августе пути были полностью разобраны. По словам гендиректора ОАО «Красный Якорь» Дмитрия Барыкина, из-за демонтажа рельсов железнодорожного сообщения также оказались лишены ОАО «Оргсинтез» и еще 15 небольших предприятий. Барыкин также отметил снижение объемов производства в июле-августе на 20%.

Грузите цепи «бочками»

«Красный Якорь» вынужден использовать автомобильный транспорт: перегружает металлопрокат из вагонов на ст. Костариха, а потом машинами доставляет сырье на промышленную площадку завода. Председатель совета директоров ОАО "Красный Якорь" Дмитрий Романов заявил, что эта схема доставки грузов дороже существовавшей ранее процентов на 30%.

Пути остались на территории "Красного якоря". Фото - Наталья Бурухина
«Красный Якорь» также утверждает, что заключение перспективных контрактов зависит от возможности получения металлопроката и вывоза многотонной продукции со своей территории железнодорожным транспортом.

- Завод находится «в зависимом положении», поскольку не имеет с ОАО «РЖД» иного прямого сообщения по железнодорожным путям, - говорит Романов.

«СТН-Строй» настаивает, что юридически не доказано, будто «точки примыкания» путей «СТН-Строя» к путям завода принадлежат ОАО «Красный Якорь» (собственность не зарегистрирована). К тому же рельсы 1935 года имели большой износ.

«ГЖЛК» предлагает пользоваться «кросс-докингом» (довоз груза автотранспортом до ближайшего пункта ж/д с перегрузкой в вагоны), которым пользуются другие фирмы, оказавшиеся тоже отрезанными от станции.

Железная дорога – за ваши деньги!

На последнем заседании в УФАС компания «СТН-Строй» предложила альтернативный вариант выхода из ситуации.

- Письмо было направлено гендиректору «Красного Якоря» Дмитрию Барыкину, - заявила Наталья Шарова. - «СТН-Строй» согласен построить новые железнодорожные пути - порядка 380 м (при этом все расходы будут возложены на «Красный Якорь») с обязательным условием, что договор заключается на десять лет.

Цена аренды путей выставлена в размере 271,4 тысячи рублей в месяц при индексации суммы не более 10% в год. При этом от идеи строительства складского комплекса в компании не отказываются, говоря, что путь пройдет по укороченному маршруту.

- Во-первых, я сомневаюсь, что они технологически могут построить эти пути, - говорит Дмитрий Романов. – Во-вторых, арендная плата, которую они предлагают, носит «отсекательный» характер - в год это выльется в сумму свыше 3 млн рублей, что примерно раза в два больше, чем ранее завод платил за подачу-уборку вагонов… Мы не можем пойти на такие условия.

Вердикт, вынесенный Нижегородским УФАС России, предписывает восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства. Также заявлено о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Но каким образом реализовать предписание УФАС – не сообщается.

Адвокат Наталья Шарова в телефонном разговоре с корреспондентом «МК в Нижнем» сообщила, что пока не может говорить о действиях «СТН-Строй» в связи с решением УФАС:

- Мы не получили резолютивную часть решения и не понимаем, что должны исполнить. Каким образом УФАС предписывает восстановить права „Красного Якоря“»?

Очевидно, сторонам предстоит длительный судебный процесс, а ответчик, скорее всего, обжалует решение УФАС.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру