Конечно, постепенно ситуация улучшается, например, за последние несколько лет в городе появились низкопольные трамваи и автобусы, на новой станции метро «Горьковская» проектировщики предусмотрели лифт для инвалидов-колясочников. А для старых станций метрополитена, где установка лифта невозможна, администрация города закупила два мобильных устройства для обеспечения спуска и подъема к платформам. Однако окончательно проблема передвижения людей с ограниченными возможностями пока не решена.
Чтобы лучше понять, с какими трудностями ежедневно приходится сталкиваться инвалидам представители Нижегородской региональной общественной организации культурной, социальной реабилитации инвалидов (НРООИ) «Инватур» в рамках проекта «Доступный Нижний» решили протестировать городские маршруты на приспособленность для беспрепятственного передвижения маломобильных граждан. Взглянуть на проблему глазами инвалидов городским властям на прошедшей после этого встрече позволила видеокамера, с которой активисты организации проехали в городском транспорте. Ждать низкопольного автобуса или троллейбуса приходится минут 20, но даже когда он приходит, сесть в него человеку с ограниченными возможностями удается не всегда. Например, инвалид-колясочник может попасть в салон, только если транспортное средство подойдет вплотную к бордюру, чтобы откинуть на него пандус, однако чаще всего из-за состояния проезжей части или припаркованных автомобилей подъехать близко к остановке автобус может далеко не всегда.
- Такому как мне, незрячему или слабовидящему человеку вообще приходится нелегко, - пожаловался инвалид по зрению Дмитрий Балыкин. - Номер подошедшего автобуса на табличке настолько мелко напечатан, что прочитать его практически невозможно. А если «посчастливилось» войти в маршрутку, то выйти из нее на нужной остановке тоже не всегда получается – остановки объявляют только в муниципальных автобусах.
Как отметил директор департамента транспорта Олег Семечкин, администрация города планирует и дальше плотно работать над решением транспортных проблем для маломобильных групп граждан. Уже в следующем году будет закуплено еще около 250 низкопольных автобусов, которые будут полностью адаптированы под нужды инвалидов. Как и работающие сегодня на линии, они оснащены автоматизированной системой объявления остановок. Описанный случай, вероятно, является исключением. Система регулярно проверяется, и сбоев быть не должно.
Оценить, как приспособлен нижегородский метрополитен, представители «Инватур» решили совместно с директором департамента транспорта администрации города Олегом Семечкиным, посетив станцию метро «Горьковская».
- Метрополитен как самый сложный и менее всего приспособленный для инвалидов вид общественного транспорта тоже стремится идти сегодня навстречу людям с ограниченными возможностями, - рассказал директор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев. - Чтобы воспользоваться специальной мобильной системой, инвалиду-калясочнику достаточно лишь позвонить и сообщить, с какой платформы он будет садиться. Сотрудники метрополитена помогут человеку спуститься и подняться. Для слабовидящих людей мы совсем недавно приобрели специальную краску, которая при нанесении на платформу становится тактильной. Ее мы нанесем в первую очередь на станциях «Московская» и «Пролетарская», где ежедневно отмечается наибольший поток пассажиров.
Вообще на сегодняшний день станция «Горьковская», по признанию самого руководства метрополитена, лучше других станций метро приспособлена для нужд людей с ограниченными возможностями.
- Пандус на входе есть, но не хватает перил в соответствии с нормативами. А лифт оборудован кнопками, отмеченными по Брайлю, - комментирует увиденное консультант общественной организации «Инватур» Андрей Буланов.
В целом все участники остались довольны встречей. Но в заключение прозвучала мысль о том, что проблемы инвалидов не только в отсутствии техники или бордюров, но и в отношении нижегородцев, от которых нередко можно услышать грубость. Быть друг к другу внимательнее и терпимее - бесплатно и бесценно.
О том, зачем инвалидам отдельные места на автомобильных парковках, в следующем номере “МК в Нижнем“.