Навстречу «скорому»

Строительство ВСМ “Москва-Екатеринбург“ уже обсуждается

Самый большой ажиотаж и волнения в связи с прокладкой высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Екатеринбург» (ВСМ-2) по территории Нижегородской области возникнут, видимо, из-за выкупа частных домов и участков, которые окажутся на пути этой «стройки века». 20 августа в администрации Нижнего Новгорода состоялось общественное обсуждение воздействия на окружающую среду высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Екатеринбург».

Строительство ВСМ “Москва-Екатеринбург“ уже обсуждается

Пришедшие на слушания жители поселков Доскино, Новое Доскино, а также расположенной рядом с аэропортом Гавриловки и других буквально прильнули к картам предварительного маршрута ВСМ-2, которые привезли с собой представители ОАО «Скоростные магистрали». Участки будут выкупаться, говорили гости. Но пока детальной проработки нет, как нет проекта межевания и планировки. Все на стадии предпроектных работ.

В слушаниях приняло участие порядка 100 человек, среди которых были представители муниципалитета, эксперты-экологи, а также активные нижегородцы.

И.о. директора департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов рассказал о сути проекта и перспективах для города в результате его реализации. Высокоскоростная магистраль «Москва-Екатеринбург» должна связать ряд крупных центров. Первым этапом организации движения станет строительство участка «Москва-Нижний Новгород-Казань», который пройдет по территории шести субъектов РФ: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская область, Татарстан и Удмуртия.

Одним из самых больших плюсов станет создание большого количества новых рабочих мест в период строительства магистрали. Реализация проекта поможет решить проблему трудовой миграции, будет способствовать повышению средней заработной платы в районах прохождения ВСМ, снизит себестоимость ж/д перевозок за счет разделения маршрутов грузовых и пассажирских перевозок, даст импульс развитию смежных отраслей. Среди негативных моментов - необходимость проведения сноса недвижимого имущества, в том числе – жилья, с последующим переселением населения, проживающего в зоне проектирования объекта, и воздействие магистрали на окружающую среду.

Как рассказал Юрий Котлов, рассматривалось два варианта маршрута ВСМ по Нижегородской области. По первому варианту трасса проходит по территории Дзержинска и заходит в Нижний Новгород. По второму - южному варианту - трасса проходит около Богородска, соответственно, южнее Нижнего Новгорода, и соединяется с ним отдельной железнодорожной веткой (тогда жителям Нижнего пришлось бы ездить в Богородск). Протяженность ВСМ на территории Нижегородской области составит 226,1 км (вариант 1, рекомендованный) или 208,4 км (вариант 2).

Второй вариант более экономичен и менее травматичен для ООПТ (особо охраняемых природных территорий), заденет всего одну. Но пассажиров может «собрать» меньше, так как магистраль минует Володарский район, Дзержинск и Нижний Новгород. Поэтому рекомендуется первый вариант: две ветки ВСМ, две новые станции - в Дзержинске и районе аэропорта – это первая ветка (поворот будет на Сортировке), и вторая ветка – на Московский вокзал.

Время в пути: примерно два часа от Москвы и полтора часа – до Казани.

Об экологической ситуации на территориях, которые затрагивает строительство магистрали, рассказал представитель независимой экологической компании ЗАО «Экопроект» (Санкт-Петербург) Андрей Пузаченко. По его словам, на этапе предпроектных работ была проведена предварительная оценка рисков, и в дальнейшем планируется организовать более детальные изыскания в целях приведения проекта в соответствие с природоохранным законодательством.

Без определенных экологических издержек не обойтись, потому что «обогнуть» железнодорожными путями все особые природные территории и заказники не удастся. Скоростной поезд – 200-250 км/час – это все же не самолет, крутой вираж не выдержит. Самым трудным будет минимизировать ущерб при прохождении ООПТ и природных памятников - "Железнодорожные дачи", Пырское болото, пойма реки Урги, болото Шава.

По словам специалистов, в проекте сооружения магистрали есть статья о возмещении экологического ущерба при строительстве.

- При природоохранных мероприятиях и соблюдении природоохранного законодательства воздействие ВСМ на окружающую среду может быть доведено до допустимого уровня, - сказал Андрей Пузаченко. - Мы не говорим, что его не будет, его не может не быть. Любое строительство приводит к негативным последствиям. Здесь вопрос приемлемости. Выбор трассы остается за проектировщиком, но он должен учитывать наши оценки.

Присутствующий на слушаниях, может быть, один из немногих, кто полностью читал материалы ОВОС руководитель «Дронта» Асхат Каюмов, призвал максимально соблюдать все требования природоохранного законодательства.

Представители «Скоростных магистралей» также рассказали, что на участках, где поезда пойдут рядом с жилыми микрорайонами, установят шумопоглощающие заграждения, станет проводиться остекление и высаживаться зелень. А трассы и развязки (на земле) будут преодолеваться с помощью строительства эстакад.

Также в рамках общественных обсуждений выступил и.о. директора департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода Александр Корнилов.

- Реализация проекта строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали – прогрессивный шаг на пути развития Нижнего Новгорода. Это позволит создать новые транспортные узлы и в перспективе распределить транспортную нагрузку на территории города, - резюмировал Александр Корнилов.

Большинство участников общественных обсуждений согласилось, что реализация данного проекта окажет позитивное воздействие на расширение межрегиональных экономических связей и существенно ускорит развитие Нижнего Новгорода. Но некоторые жители - из пришедших на обсуждения, и кто рискует оказаться рядом с магистралью, - все-таки взяли телефончики у столичных разработчиков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру