На месте Гибловки появится современный поселок

А у погорельцев начались проблемы с получением нового жилья

Мы уже писали о страшных последствиях пожаров в Выксунском районе. На месте некоторых населенных пунктов остались только пепелища. Среди них Верхняя Верея, которую местные жители называют Гибловка.

Именно туда в конце прошлой недели прибыл губернатор Валерий Шанцев. Глава региона заверил, что к 1 ноября село будет восстановлено, а название Гибловка канет в Лету.

“Докажите, что у вас был дом?”

В чудом не сгоревшей верхневерейской школе директор департамента градостроительного развития территорий правительства Нижегородской области Александр Бодриевский представил губернатору проект полной реконструкции села. По нему планируется заново построить около 480 домов. Они будут трех типов – площадью 45, 65 и 90 квадратных метров.

Также появятся новая начальная школа и детский сад. Будет восстановлена сгоревшая церковь, отдельный участок определен под кладбище. Сейчас решается вопрос, где будут находиться административные здания, социальные учреждения и магазины. В селе должны появиться пожарные гидранты и подземный газопровод.

По словам Бодриевского, генплан проектировался с учетом будущего развития Верхней Вереи – сюда должны переселиться жители других сгоревших в округе деревень. В связи с этим к двум существующим километрам дорог с твердым покрытием в Верхней Верее будет проложено еще 10 километров.

Губернатор в свою очередь заявил собравшимся журналистам, что первые 50 домов будут построены уже к 1 октября:

– В ближайшее время будет создан временный городок для строителей, рассчитанный на 1200 человек. После 1 октября планируется возводить по 2-3 дома в день. Используемые технологии апробированы и уже подтвердили свою надежность. С 2006 года было построено около 2000 таких домов.

Между тем, об этих типовых домах среди селян идет немало разговоров и споров. Поминают дома для молодых сельских специалистов: некоторые, дескать, не выдержали испытания русскими морозами.

Но губернатора жители спрашивали о другом.

Так, в доме, где жила Татьяна Карпова, обитало пять человек: она с мужем и ребенком и ее родители. Достроить и оформить дом не успели. Понятно, что на незавершенное строение свидетельства о собственности не дают. Когда Татьяна пришла в выксунскую администрацию, чиновник с ходу заявил: “Докажите, что у вас есть дом”. Ответить ей было нечего.

Рядом волнуется другой погорелец – отец четверых детей. В их сгоревшем доме жило шесть человек:

– Жена подписала бумагу на дом в 45 квадратных метров, а потом посчитали, что нам положено 65 квадратных метров. Деваться было некуда. А то вообще ничего не получишь Путин сказал, что будет выделяться 18 метров на человека, а нам говорят 12.

Губернатор уверил, что меньшей площади дома ни у кого из погорельцев не будут. Тем временем, пресс-служба областного правительства сообщает, что на лицевые счета 995 погорельцев уже перечислено по 200 тысяч рублей.

Выплата материальной помощи на первоочередные нужды за счет средств областного бюджета в размере 10 тысяч рублей осуществляется с 30 июля. На 9 августа выплаты произведены 1358 гражданам.

“Я горд за русский народ!”

Люди понемногу оправляются от шока. А значит, пришло время подвести итоги и провести первые “разборы полетов”. По данным областного правительства, в целом в регионе от пожара пострадали 1414 человек в 12 районах области, сгорело 759 домов и погибло 22 человека.

Уже не секрет, что не только районная власть, но и федеральные структуры не смогли оперативно отреагировать на нашествие огня. И на них вылилось немало критики. Это красноречиво показали жалобы местного населения во время визита премьера Владимира Путина в Выксу. Например, о неготовности к борьбе со стихией. Поэтому стоит оглянуться назад. Но не с позиции кабинетных деятелей, а послушать людей, непосредственно принимавших участие в борьбе со стихией.

Руку водителя пожарного автомобиля Виктора Краснова украшает свежий ожог – он прибыл со своим подразделением с выксунских пожаров. Воспроизведем вкратце его рассказ.

– На моем опыте такого грандиозного пожара не было. За последние десять лет серьезные пожары, но не такие масштабные, были вокруг Балахны в 2002 году. Помню, там очень быстро был организован временный трубопровод. Его очень оперативно развернули военные. Поэтому проблем с поставкой воды не было. В Выксе было по-другому.

Мы прибыли в Выксунский район 29 июля. Вместе с нами приехали пожарные из других городов. Но, учитывая масштабы пожара, людей и техники было явно недостаточно. Кроме того, мы плохо ориентировались на местности. Если бы нам раздали хотя бы схематичные карты, нам было бы гораздо легче работать. Я уж не говорю про GPS-навигаторы в автомобилях. Сами понимаете, что в незнакомой местности, да еще в дыму, ориентироваться очень сложно.

То же самое можно сказать и про связь. Понятно, что каждая машина оборудована стационарной рацией. Но взаимосвязанно работать мы не могли. У машин из разных городов были разные позывные, и они работали на разных частотах. Пока все это скоординировалось, прошло драгоценное время. Так, мы не могли связаться с москвичами, которые работали неподалеку – перенастроить рацию в полевых условиях почти невозможно.

Не хватало передвижных насосных станций. Например, моя машина вмещает 2,5 тонны воды. Для крупного пожара это капля в море. Но оперативно заправиться я не мог – временного трубопровода не было. Приходилось мотаться за водой черт знает куда. На это опять же уходило драгоценное время.

Глядя, как местные жители борются с огнем, я в прямом смысле стал горд за русский народ! Люди до последнего боролись с огнем и фактически не спали. При этом женщины еще умудрялись кормить не только своих мужчин, но и нас. Кстати, о питании. С ним были проблемы. Когда мы ехали в Выксу, нам сообщили, что тех, кого мы сменяем, два дня не кормили. Их кормили местные жители. Полевые кухни были в Выксе. Пока оттуда в термосах еду довезут... А из сухого пайка во время пожара готовить некогда.

По-моему, надо было разворачивать силы значительно раньше, чем 26 – 29 июля. Ведь местные говорили, что уже несколько недель били тревогу и боролись с огнем. Надо было с самого начала прореагировать на эти обращения.

Геройский Леха

Пожары показали, кто есть кто. Жители Гибловки долго будут помнить поступок тракториста Алексея Рязанова. Или просто Лехи, как его здесь называют. На въезде в село каждого приезжего встречают живописные останки его трактора. На нем он во время пожара вывез из огня более 20 земляков. Леха – отец-одиночка. Его двое детей находились у родни. Когда начался пожар, люди бросились спасать свое имущество, а Алексей завел свой трактор. И ринулся на нем в огонь, собирая встречных сельчан в тележку. У дома местной почтальонши он забрал пятерых детей. Одна старушка выбежала на улицу с четырехлетней внучкой и бросилась к машине соседей. Но на малышку в салоне места не хватило – там лежал большой телевизор. И тут из клубов дыма появился ревущий трактор – последняя надежда на спасение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру