Автор “ЧП районного масштаба” и “Ста дней до приказа” по-прежнему любим публикой.
Что Дорониной хорошо, то Захарову – монстр
– Редко. Школу давно сломали, директор, которая нас собирала, умерла. С однокурсницами (я пединститут заканчивал) вижусь часто. У нас на 60 девушек было всего четверо парней. Трое стали писателями. Это прозаик Александр Трапезников, я и поэт-концептуалист Тимур Кибиров, чья настоящая фамилия Запоев. Не понимаю, зачем он отказался от такой гениальной фамилии.
– Мне хотелось рассказать историю 40-летних людей, у которых с развалом страны жизнь разломилась пополам. Долго не мог придумать, по какому поводу они собираются. Пока не появился герой-афганец, который после ранения стал “овощем”.
– Почему столичные театры холодно отнеслись к пьесе?
В репертуаре московских театров современная пьеса почти отсутствует. Где-то есть инсценировки писателей эмигрантов. Где-то – чердачно-подвальная драматургия, которая идет полсезона и получает “маску”. “Золотая маска” оказалась для современного театра еще более неприятной вещью, чем железная маска несчастного героя Дюма. За ней не видно лица общества.
В советские годы руководитель художественного театра чувствовал себя бойцом. Он мог пострадать, зато вся интеллигентная Москва на кухнях ему пела “Осанну”. Сейчас люди, которым дали театр “на кормленье”, воспринимают себя как рантье. Кому-то дали оловянный заводик, кому-то скважинку нефтяную, кому-то кусочек трубы, а кому-то – театр. Зачем лезть в сатиру и раздражать власть держащих?
– Нет. Однажды Михаил Ульянов попросил нас со Станиславом Говорухиным написать семейную пьесу (Поляков – соавтор сценария “Ворошиловского стрелка”. – А.А.). Говорил, что не может больше читать про две головы, которые в помойных баках обсуждают, где бы уколоться.
Так появились “Смотрины”. История семьи, которую ломает современная жизнь.
Ульянов почитал и сказал Говорухину: “Ты Стас, с ума сошел! Меня не поймут”. Понесли пьесу в “Ленком”. Надо сказать, что там есть один герой, олигарх Корзун, который сватается к дочке советского академика. Нам объяснили, что таких корзунов, дорогих спонсоров, ползала сидит. Нельзя им это показывать. Мы же монст-ра изобразили! Пьесу взяла Доронина, но попеняла, что уж очень хороший олигарх получился. Но переписывать мы ничего не стали. Пьеса идет до сих пор.
– По театральным законам должен быть “свет в конце туннеля”. А получается безнадега?
“Вы взятки даете?”
– В критике 80-х его назвали бы “амбивалентный герой”. В наше время таких много. Ваш вопрос косвенно подтверждает, что образ удался: живой человек получился.
– Это мне все театры платят за постановку, отчисляют приличные гонорары. Если вас интересует сколько, можете обратиться в агентство по авторским правам. Я дам разрешение, и вам покажут мою учетную карточку. По-поводу текста есть два варианта: или он действительно ужасен, или у вас что-то не в порядке с литературным вкусом. Давайте рассуждать логически. Спектакль идет в десяти театрах на аншлагах, зрителям нравится, и такого вопроса мне ни разу не задавали. По теории вероятности можно предположить, что у вас что-то со вкусом.
– Это собирательный образ. На великой русской реке много городов. Это может быть любой из них. Но в некоторых театрах пассаж про губернатора, которого перевели в Москву, на всякий случай убирали, чтобы не рисковать.
– Есть ли у вас современные авторы, которых вы читаете с удовольствием?
– А Захара Прилепина?
Мне приходит первое интервью, я – в предвкушении. Читаю: “Дорогой Петя, ты, на мой взгляд, один из самых гениальных писателей! Когда я читаю твои книги, я теряю счет времени. Как ты так смог?”
Прилепин обещает, что в другой раз будет иначе. Открываю следующее: “Дорогой Вася, когда я первый раз прочитал твою книгу, я упал в обморок и жена брызгала на меня водой!”
“ЕГЭ придумали американцы для трущоб”
– Когда вы встретитесь с одноклассниками, то все будете дурачиться и изображать из себя детей. Это особенность таких встреч, когда люди возвращаются в прежние отношения. Так и бывает в жизни. Потом они разойдутся и опять станут сорокалетними…
– Что значит не по-взрослому? Существуют сердечные обиды, на которые люди по-разному реагируют. Одни думает: ну, бросила и бросила. Для других это обида на всю жизнь. Черметов принадлежит к тому типу людей, которые все помнят и пытаются отомстить.
– Классики, у которых я учусь, писали на злобу дня. Например, “Воскресенье” Толстой написал, когда шла судебная реформа. Куприн создал “Поединок”, когда в армии были введены дуэли. Если человек скажет: я пишу на века – получится дрянь, которую никто читать не будет. Вопрос в том, насколько эта сиюминутность будет потом интересна. Опыт моих советских вещей, которые до сих пор издаются и хорошо расходятся (“Апофегей”, “Сто дней до приказа”, “Парижская любовь Кости Губанкова”), говорит о том, что за сиюминутностью у меня что-то есть.
– “МК” в 1983 году опубликовал фрагменты романа “ЧП районного масштаба”. За него только что назначенный главный редактор Павел Гусев получил выговор.
– Я просто воспользовался некоторыми его чертами. Образ был собирательным. Гусев был первым, кому я прочитал готовую вещь. Он приехал ко мне в Переделкино в 1981 году, и я ему всю ночь читал роман. С первой электричкой он уехал – служебной машины еще не было.
– Я считаю, что сокращение часов гуманитарного цикла, прежде всего литературы и истории – непростительная ошибка. Гражданин страны воспитывается не на уроках математики. Русский язык, умение связанно излагать мысли, нужен всем. Под давлением в том числе “Литературной газеты” в школу было возвращено хотя бы промежуточное сочинение. Сначала его вообще выбросили.
– Наверное, есть дисциплины, где ЕГЭ эффективно. Но это не гуманитарный цикл. Зачем все эти дурацкие вопросы вроде “кто победил в Великой Отечественной войне – Советский Союз или Германия?” Это бред и профанация. Мы взяли методику, разработанную американцами для обитателей трущоб, которых надо было хоть чему-то научить. Мы всегда гордились, что у нас университетская система образования. Сейчас нам навязывают мозаичное образование. Людьми, которые его получили, легко манипулировать. Они не умеют самостоятельно мыслить.
– Полагаю, да. Ведь американское общество – одно из самых манипулируемых. Как бывший преподаватель я считаю, что ЕГЭ в гуманитарной сфере – нонсенс.
– На заседании общественного совета при министерстве образования я спорил с теми, кто был против. Школьники изучают не религию, а основы религии. Как можно без этого понять историю и литературу? Учителя были вынуждены объяснять эти азы, когда речь шла о Достоевском или Толстом. Другое дело, что должны быть представлены наши основные конфессии. Если в регионе больше православных, упор нужно делать на православии, если мусульмане – на исламе. Я считаю, что это давно назрело. В Израиле иудаизм входит в школьную программу, по нему сдается экзамен. Как у нас при царе-батюшке Закон Божий. И никто не считает это наступлением на права человека.
– Они ко всему нужны.
– Это другое дело. История религии изучается в культурном контексте. Как человек, который не знает Библию, может ходить по Эрмитажу или по вашему музею? Он будет думать: что это за тетка с отрезанной головой, что за шибздик с пращой?
– Трудно сказать, в каждом конкретном случае вопрос надо решать индивидуально. Помню, моего одногруппника распределили в медвежий угол Московской области. В школе было 12 учеников, но их надо было выучить.