Бизнес при свечах

Как не попасть на удочку мошенников.

Сколько бы ни говорили о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, люди все равно будут попадаться в этот капкан. И даже если сыр окажется не таким уж и бесплатным, мышеловка простаивать не будет. Желающие туда попасть обязательно найдутся. Расчет таков – я заплачу сейчас, а потом получу в десятки раз больше. И несут граждане свои денежки очередным коту Базилио и лисе Алисе, и закапывают их на Поле чудес в Стране дураков. А вдруг денежное дерево все-таки вырастет? А оно все не растет. И идут граждане в суд: обманули!

Назад в прошлое


“Приглашаем вас для выполнения несложной работы на дому по изготовлению подарков и товаров народного потребления, – говорит в трубке приятный женский голос. – Гарантия заработка до десяти тысяч рублей в неделю, оплата еженедельная. Оформление по трудовой книжке или совместительство…”. Заманчиво, однако. В телефонном объявлении не забыты такие важные слова, как “гарантия”, “оформление”. Ну и к тому же, кто не захочет за “несложную работу на дому” получать 10 тысяч рублей в неделю? Вот только одно настораживает: в самом конце января женский голос приглашает на собеседование… 21-22 января. Но все становится ясным после общения с людьми, которые уже сходили по этому объявлению и испытали, что это за надомная работа. Теперь на предпринимателя, приглашавшего на собеседование, подано несколько заявлений в суд, милицию и прокуратуру.

– Когда я рассказала мужу про эту работу, он мне сразу сказал: это лохотрон, – говорит Наталья Четверня. – Но на тот момент (в конце мая 2009 года) мне работа на дому очень подходила, и я понадеялась, что у меня все получится. На собеседовании нам (кроме меня еще было больше двух десятков человек) рассказали, что работа заключается в изготовлении свечек. Женщина-технолог на плитке разогрела свегель (свечной гель), залила его в красивую баночку вместе с ракушками, приклеила фитиль. Мне показалось, что такую работу и в самом деле выполнить совсем не сложно. За каждую свечку обещали платить по 60 рублей.

А вот за обучение, в которое, как выяснилось, входит всего одно занятие, Наталье предложили заплатить 6000 рублей. В эту сумму входила также стоимость трех комплектов для композиций из свегеля, из которого обучаемые должны были самостоятельно сделать три свечки – сдать так называемый квалификационный минимум. 

Если обучающая сторона оставалась удовлетворена качеством изготовленного минимума, то людям обещали в дальнейшем заработки. Выдавали пять комплектов для изготовления гелевых свечей, за каждый из которых нужно было оставить залог – 250 рублей. При сдаче готовых “композиций” новоиспеченным производителям обещали вернуть залог и накинуть сверху 60 рублей. Ну а там, глядишь, и крупные заказы пойдут… Но не тут-то было.

– Самое странное, что три “ученических” свечки у всех принимали, – говорит Наталья, – то есть, по логике вещей, мы сдаем квалификационный минимум и становимся начинающими квалифицированными специалистами. Но впоследствии, когда мы оставляем 1250 рублей за пять комплектов, нам объявляют, что теперь мы будем изготавливать свечи не из того свегеля, который был сначала, а из другого – тугоплавкого, который надо томить на плитке не два часа, а девять! На обучении про это ничего не говорили, а то вряд ли кто-то стал бы платить по 6000 рублей…

В итоге свечку, на которую Наталья потратила девять часов, у нее не приняли. Технолог сказала, что свегель у нее недотомленый. То же самое, с разными вариациями, слышали и другие: кто-то недотомил, а кто-то перетомил свегель. В итоге никто не получил ни залог, ни 60 рублей сверху. Сколько человек таким образом потеряли свои деньги, если несколько раз в неделю на собеседования приходили по два десятка человек?

Технолог был пьян?

– А я потратила на изготовление свечки из тугоплавкого свегеля 13 часов! – рассказывает Ольга Морозова. – Дым стоял коромыслом, а запах такой, что у меня после этого обострилась легочная болезнь. Хотя нас убеждали, что все это абсолютно безвредно для здоровья. Свечку у меня не приняли, сказали – цвет не тот.

Ольга Николаевна написала заявление в милицию по факту мошеннических действий со стороны предпринимателя, организовавшего “свечной бизнес” в Нижнем Новгороде, и в заявлении потребовала возврата денег, указав, что ей “умышленно дали некачественный материал”. Другой неудавшийся свечник Геннадий Новоселов подал в суд на этого предпринимателя. Суд отказал Новоселову в иске, и он подал апелляционную жалобу, на которую предприниматель написал отзыв, в котором есть весьма интересные пункты.

Например, он пишет, что “применение газовой плиты и сковороды не предусмотрено технологией”. В то же время люди, прошедшие обучение у него, показывали корреспонденту “МК в НН” блокноты, исписанные мелким почерком, в которых они под диктовку технолога записывали технологию производства “композиций из свегеля”: “на газовой плите перевернуть чугунную сковородку, чтобы не было открытого огня, поставить на нее кастрюльку со свегелем… То же самое можно делать и на электрической плитке”.

Есть и другие непонятные нюансы. Например, сравнив сертификаты, которые получали люди, прошедшие обучение по программе “изготовления композиций из свегеля”, мы обнаружили, что их номера идут не по порядку – у получившего сертификат позже на номер меньше, чем у того, кто получил его раньше. Кроме того, ТУ свегеля, указанного на баночке, не соответствуют тем ТУ, что значатся в сертификате.

Но самое странное в том, что практически ни у кого из тех, кто заплатил за обучение 5-6 тысяч рублей и сдал “квалификационный минимум”, не приняли свечи, деньги за материал для которых взяли в залог. И не объяснили, как же правильно плавить свегель, чтобы он был ни недотомленым, ни перетомленым, а попал “в яблочко”. А ведь, по идее, это должно быть объяснено в процессе обучения, на тех трех ученических свечках. Но именно они были приняты без особых придирок.

А в магазине дешевле!


Корреспондент “МК в НН” решила обратиться за разъяснениями к самому главному герою – предпринимателю Дмитрию И.

– Скажите, пожалуйста, на каком основании ваше ЧП выдает сертификаты?

– Это документ чисто внутреннего характера. Наша же деятельность вообще не подлежит лицензированию. Этот сертификат действует только внутри нашей компании.

– Но там же написано, что человек на его основании может заключать договоры по производству композиций из свегеля.

– Он может заключать эти договоры с нашей компанией. На основании этого документа мы выдаем договоры заказов.

– Хорошо. Но этот сертификат подтверждает, что человек умеет делать композиции из свегеля?

– Да.

– В таком случае, почему у людей, получивших такой сертификат, вы не принимаете свечи, которые они сделали?

– Ну вот смотрите, институт выпускает программистов – 50 человек, но из этих 50-ти программистов только 10, а все остальные – просто люди с дипломами.

– Скажите, пожалуйста, почему ТУ на баночке со свегелем не соответствуют ТУ, указанным в сертификате?

– Я не изготавливаю свегель, мы делаем композиции из свегеля, поэтому ТУ, указанные на сертификате – это ТУ самой продукции, а не свегеля.

– Внутренний учет сертификатов у вас ведется?

– Вся информация о сертификатах в нашей головной компании, в Москве. Я не знаю, где их печатают.

– Номера сертификатов не следуют друг за другом в строгом порядке…

– Ну, есть пачка сертификатов, не факт, что она сложена по порядку. Это просто человеческий фактор.

– Почему во время обучения людей не предупреждают, что впоследствии им выдадут другой, тугоплавкий свегель?

– Свегель мы берем в одной и той же компании. У нас нет понятия тугоплавкий – не тугоплавкий.

– А люди утверждают, что ваш технолог говорила: “Нам привезли тугоплавкий свегель”.

– Ну, просто она выбрала такое слово, самое оптимальное… При изготовлении гелевых свечей используются разные декорации – камушки, песок. Технолог просто дает понять, как и что надо делать.

– Согласитесь, что песок и камушки ни в коей мере не могут влиять на тугоплавкость свегеля. Почему один свегель у вас надо томить два часа, а другой – девять?

– А как вы думаете, литр воды или ведро воды – у них есть разница во времени нагревания?

– Объем имеет значение. Но обучавшиеся у вас не делали огромных килограммовых свечек. В упаковке со свегелем, рассчитанной на одну свечу, 200 граммов.

– Наш технолог не ездит по домам и не следит, кто и как делает свечи. Возможно, для той или иной композиции такое количество времени было технологически необходимо.

– Сколько стоит у вас обучение?

– 6000 рублей.

– А почему в договорах у людей написано 9000 рублей?

– У нас изменилась цена.

А про запись на автоответчике, где людей приглашали 21-22 января, Дмитрий И. сказал, что мы звонили по старому телефону, который изменился.

Гелевые свечки в розницу стоят 200 рублей. В данном случае люди после обучения платят залог за свечку 250 руб., и залог этот им, как правило, не возвращается. Для продавца это получается выгодней, чем продавать в розницу. Плюс 5-6 тысяч рублей с каждого за “обучение”.

– Чтобы не попасть на удочку к мошенникам, – высказалась в интервью одному из нижегородских каналов специалист по связям с общественностью Канавинского РУВД Ирина Зайцева, – нужно знать, что высокооплачиваемой надомной работы в принципе быть не может. Предлагая высокую зарплату за такую работу, работодатель уже заранее обманывает соискателей.

Кстати, в магазинах можно найти наборы для изготовления гелевых свечей за 400 рублей. Даже ребенок сможет изготовить из материала, который содержится в наборе, три свечи с красивым декором. Получается 130 рублей за свечку. А в Интернете без труда можно найти технологию изготовления гелевых свечей, и написана она гораздо понятней, чем в блокнотиках прошедших инструктаж у технолога, работающего на предпринимателя Дмитрия И.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру