Такой разный новый год

Для тех, кто с работой и без

Для тех, кто с работой и без

Нерадостно встретит наступающий год поселок Сява Шахунского района, что на границе Костромской и Кировской областей в красивейшем, густом лесу рядом с речкой Большая Какша.

Главный кормилец – градообразующий завод “Карбохим“ окончательно встал весной 2009 года и в апреле признан судом банкротом. Но задержки с зарплатой начались гораздо раньше, рабочие не раз выходили на митинги, и на сегодня долг составляет 11 млн рублей. Производство на предприятии остановлено, оборудование законсервировано. Перспективы у “Карбохима» невеселые.

Вскрылись новые болячки

Недавно на Совете при полпреде президента в ПФО регионы подводили итоги работы антикризисных программ на рынке труда, на них потрачено более 12,6 млрд рублей. Анализировали, ставили задачи на следующий год. В целом меры по обеспечению занятости сработали, отмечал основной докладчик губернатор Кировской области Никита Белых, одни больше, другие меньше. В Пензенской области, например, на денежную помощь государства создали 360 кооперативов. А где-то очень хорошо пошло опережающее обучение, им было охвачено 59 тысяч человек, на временных общественных работах было занято более 724 тысяч. Эффективность от антикризисных мер, конечно, есть, считает Белых, но эта эффективность социального характера, “временная, очень локальная, и структурных проблем экономики она не решит. А зачастую, напротив, способствует сохранению неэффективных производств“.

Кризис вскрыл и неожиданные риски, взрывоопасные моменты, которые ранее в повестке дня не стояли, говорит полпред Григорий Рапота. Например, проблемы моногородов (самый проблемный – Тольятти), занятости выпускников вузов, и их с наскока не решишь. Требуется системный подход: сохранять профиль города или же заменять “отжившее“ другими производствами?

В Нижегородской области пик безработицы позади, с августа ее рост приостановился и колеблется от 1,7 до 1,9%. А первыми в списке моногородов стоят Заволжье, Павлово, Кулебаки, Сергач.

«Заводу жить - посёлку быть?»

Поселок Сява вполне мог бы претендовать на помощь государства как монотерритория. Однако в том, что продукция, которую можно делать на основном производстве – “Карбохиме“, востребована, сомнений у специалистов нет. По словам главы местной администрации Евгения Кислицына, в прежние годы на заводе трудилось до 800 человек из 5000 жителей. Сейчас остались только сторожа - 60 с хвостиком человек.

На бирже в Сяве два года назад стояло 25 человек, сейчас около 330. многие подались за счастьем в другие города и регионы: Дзержинск, Москву, Кировскую область. Жители говорят, что загибаться завод стал давно, и мировой кризис тут ни при чем. Гремевшее на всю страну предприятие с 1937 года занималось лесопереработкой и производством лесохимической продукции: древесный уголь, уксусная кислота, ее производные, спирты, растворители.

Завод процветал, зарплаты росли, вместе с ними рос и посёлок Сява, только частных домов здесь около тысячи. Но несколько лет назад сменился собственник, пришли пермские акционеры.

О том, почему завод дошел до банкротства, существуют разные версии. Одни говорят, что пермские ребята сознательно выжимали из предприятия “все соки“, поскольку в Кировской области у них есть конкурирующее с “Карбохимом“ производство. Другие считают, что они просто неумело хозяйствовали.

Первый аукцион по продаже имущества завода целиком в декабре не состоялся, хотя в общем немного и просили - 50 с лишним млн руб. Следующий намечен на конец января с уценкой в 10% до 46 млн рублей. (Конкурсное производство продлено на полгода - до весны 2010 года, связаться с конкурсным управляющим О. Шелякиным не удалось.)

Но пока инвестора, который пожелал бы купить весь комплекс целиком, не наблюдается. Все идет к тому, говорят жители, что завод распродадут по частям. Но это уже будет не завод. А хозяйство у “Карбохима“ огромное, не только несколько цехов, но железнодорожная ветка, связавшая поселок с Тоншаево (теперь ее, возможно, передадут ГЖД, но если в Сяве не будет производства, линия будет убыточна, и станут ли ее содержать железнодорожники?), тепловозы, вагоны, соцсфера. В Сяве действует даже спорткомплекс с бассейном.

“Хорошо, - говорит Кислицын, - что хоть мазутную котельную и очистные отдали на баланс муниципалитета. Но топливо дорогое, да и котельная не рассчитана на весь поселок. Область поможет строить новую“.

Ищем инвестора

Еще летом у областной власти был оптимизм, что роль инвестора или мозгового центра возьмет на себя ОАО “ЦНИЛХИ“ (Центральный институт лесохимии, базируется в Нижнем Новгороде), который участвовал в создании “Карбохима“. Губернатор Валерий Шанцев даже провел в Сяве выездное совещание. Правительство области собиралось всячески содействовать инвестору в получении кредитов на возобновление производства с использованием залогового фонда.

Под реализацию бизнес-плана можно было бы получить 150 тысяч кубометров расчетной лесосеки. Однако на деле все оказалось непросто. По словам гендиректора ЦНИЛХИ Владимира Продаевича, у института есть хороший бизнес-план на 500 млн рублей (производство бытовой химии, добавок для биодизеля, продукции для парфюмерии, нужд здравоохранения), который дал бы отдачу в миллиарды рублей в короткие сроки.

Но единственный акционер АО «ЦНИЛХИ» - Росимущество РФ - сделку не одобрило и “выразило сомнение в целесообразности участия в приобретении имущества Карбохима“. Сам институт тоже “завис“ в переходном положении. Правительство РФ собиралось еще в этом году выставить акции ЦНИЛХИ на продажу.

“Мы не смогли договориться с Росимуществом по ЦНИЛХИ, - сказал корреспонденту “МК в Нижнем Новгороде“ вице-губернатор Владимир Иванов, - правительство РФ собирается продать акции института на торгах“. “У нас есть долги, здание требует ремонта, надо бы увеличить уставной капитал института, есть реальная угроза банкротства института“, - рассказывает Владимир Продаевич.

В общем, от регионального бюджета потребовались бы дополнительные расходы, и область к этому не готова. А другого инвестора для “Карбохима“ пока нет, как нет и кардинального решения по Сяве, подтвердил Иванов. “Мы параллельно тоже ищем партнера с деньгами, который вложил бы средства в наш проект по “Карбохиму“, - говорит Продаевич, - есть потенциальные желающие. Но сподвигнуть их к конкретным действиям непросто. Самим нам взять кредит с помощью областного залогового фонда не удалось“. “Что делать? - спрашивает Продаевич. – Писать на имя Путина, просить включить Сяву в список монотерриторий и получить деньги на запуск производства “Карбохима“ из федерального инвестфонда. В противном случае предприятие “разберут“ по цехам, по частям. Покупатели уже ждут. Но такие кадры, какие были на “Карбохиме“, через полгода в Сяве найти будет уже сложно».

Почти по классику: “модернизирировать“ человека

Мобильность населения в Приволжье оказалась гораздо меньше, чем в других округах, отмечал на совете полпредства губернатор Кировской области Никита Белых. Переехать на новое место работы захотели только 1,8 тысяч человек, открыть собственное дело - 31,5 тысяч безработных. “Не готовы люди стать самостоятельными предпринимателями, - считает Белых. - Хотя вроде бы условия созданы благоприятные, для новичков действует система сопровождения, обучения. Но люди ментально не готовы перейти в новое качество. Это как раз тот случай, когда модернизацию надо начинать с человека, и наличие денег не особенно влияет на проявление предпринимательской инициативы“.

По данным управления службы занятости, в нынешнем году порядка 2120 нижегородцев, бывших безработных, получили средства на открытие собственного дела (122 млн рублей из федбюджета и 2 млн руб. из областного) Со следующего года безработные, открывшие свой бизнес, смогут получить по 58,8 тысяч рублей за каждого принятого на работу гражданина, состоящего на учете в службе занятости.

А вот, по мнению президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России“ Сергея Борисова, та часть денег, которая выделяется на самозанятость, расходуется впустую. "Деньги просто распыляются. Невозможно проконтролировать, что происходит с тем бизнесом, который был организован на 60 тысяч рублей, полученных от государства. Подобное неэффективное распыление произойдет и с дополнительными деньгами за каждого трудоустроенного безработного.

На 58,8 тыс. рублей, которые безработный гражданин получил в рамках программ Минздравсоцразвития, он может зарегистрировать бизнес, оплатить услуги юриста и получить статус предпринимателя. В этом статусе он может обратиться за грантом в рамках поддержки малого бизнеса, максимальный размер которого составляет 300 тыс. рублей. В этом году на гранты будет выделено около 2 млрд рублей.

Открыть дело в кризис – отличная мысль!

Ольга Вильнова возможностью открыть свое дело, предложенной в службе занятости, успешно воспользовалась. Ее небольшой торговый отдел, наполненный принадлежностями для рукоделия, в одном из торговых комплексов в центре Нижнего Новгорода, уже имеет постоянных клиентов.

- Рукоделие всегда было одним из моих любимых хобби, - рассказывает Ольга. - Крестиком я вышиваю с пяти лет. Бабушки научили вязать и крючком, и на спицах. У меня, кстати, два образования - экономическое (Высшая школа экономики) и дизайнерское, по интерьерам. Уже учась, я собиралась открыть свое собственное дело, может быть, через несколько лет, набравшись практического опыта реальной работы. Затем я работала в разных должностях в разных компаниях, в том числе и федерального уровня. Из компании я ушла в кризис, когда надо было решать, делать карьеру по нарастающей или же возвращаться к давней идее – открыть свое дело. Кризис - время очень интересное в этом смысле. В службе занятости мне рассказали о программе, когда на открытие собственного дела можно получить безвозмездно определенную сумму -почти 60 тысяч рублей. Отличная возможность! Конечно, дело должно быть таким, в котором ты хорошо разбираешься. Рукоделие – это то, чем я занималась практически всю жизнь. Я начала оформлять идею в конкретный бизнес-план. С цифрами, с разбивкой по времени, какие результаты я надеюсь получить. Потом была презентация и защита моего бизнес-плана. На заседание комиссии я принесла несколько моих поделок. Бизнес-план вскоре был утвержден. Дней через 10-14 мне на счет были перечислены деньги. На них я закупила пряжу, наборы для вышивания. И, кстати, уже отчиталась за использование средств. В службе занятости мне дали координаты агентства, которое помогает в регистрации индивидуального предпринимателя, чтобы самой не бегать. Но услуги агентства оплачивала служба занятости. Потом были поиски помещения, встречи с поставщиками. Конечно, кроме государственных денег мне пришлось вложить и немало своих. Но я считаю, все равно субсидия - это хорошая помощь, есть бизнесы, которые требуют меньше вложений. Чтобы мне хотелось пожелать, для повышения эффективности такой антикризисной программы? Конечно, денег побольше. Но на самом деле, понятно: нужно учить людей экономической грамотности, азам рыночной экономики. Хорошо, я имею соответствующее образование, но есть люди, у которых, может быть. бьется эта самая предпринимательская жилка, им надо только помочь немного.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру