"Учитель" в законе

Погоня “мусорщиков“ за сверхприбылями грозит катастрофой

Экологическая ситуация в мире оставляет желать лучшего. Специалисты утверждают, что любые виды отходов являются токсичными. Подчеркнём - все! То есть ко всем отходам необходимо относиться с повышенной осторожностью, тем более, если их планируется хранить в зонах, прилегающих к мегаполисам. В Нижегородской области проблема захоронения отходов также стоит очень остро, ибо у нас сосредоточены мощные и опасные с точки зрения экологии производства. Одним из серьезных “утильщиков" в регионе принято считать ЗАО “НижегородБизнесЭкология“. Более того, само себя это предприятие позиционирует еще и как крупнейшего разработчика суперсовременных технологий по утилизации промышленных отходов. Однако сей великий теоретик и удачливый практик не вылезает из скандалов, а оппоненты заявляют, что деятельность этой фирмы наносит региону непоправимый вред.

Дешево, но опасно


О “НижегородБизнесЭкологии“ мы писали весной (см. статью “Отхожий промысел“ в “МК в Нижнем Новгороде“ от 8 апреля с. г.), и уже тогда столкнулись с тем, что никто из “операторов“ бизнеса на отходах не хотел говорить об этом предприятии открыто, намекая на обширные связи гендиректора ЗАО “НБЭ“ Сергея Никольского в разных структурах. Но в приватных разговорах назывались столь убийственные факты, что хотелось воскликнуть: “И куда только смотрит прокуратура?!".
Оказалось, смотрит туда, куда положено. В той статье, например, была упомянута свалка старых железнодорожных, пропитанных ядовитым креозотом шпал под Выксой. Мы тогда еще не знали, кто их туда привез. Так вот, природоохранная прокуратура установила, что эта площадка принадлежит ЗАО “НБЭ“. Кроме того, выяснилось, что “НБЭ“ причастна к недавним попыткам создания полигонов для захоронения отходов в карьерах Богородского и Кстовского районов. Правда, местные жители провели митинги протеста, и организаторам новых свалок пришлось отступить.
Тем не менее, мы сочли, что тему захоронения отходов следует продолжить, потому что по большому счету с весны ничего не изменилось. В области по-прежнему кто-то масштабно “гадит“, и остановить нарушителей не получается. И “НБЭ“ в нашем расследовании вновь вышло на первый план. Потому что, как оказалось, ни одно значимое событие в сфере сбора и переработки отходов не обходится без участия этого “монстра“. И вновь никто открыто говорить не хочет. Тем не менее, нам удалось многое выяснить. Но обо всем по порядку.
Сегодня “НБЭ“ испытывает трудности в своем бизнесе. Заключаются они в том, что становится все сложнее получать официальные площадки под захоронения отходов. А отходов, утилизацию которых “НБЭ“ берет на себя, с каждым годом становится все больше.
Между тем, ЗАО “НБЭ“, как утверждают опрошенные нами специалисты, использует не дорогостоящую технологичную переработку этих отходов, а обходящееся в копейки уплотнение переполненных свалочных площадок. Но их тоже уже не хватает. И предприятие вынуждено идти в районы области с предложением организации захоронений якобы инертных отходов промышленных производств и строительных площадок на территориях бывших карьеров и в промзонах.
 
Приманка для клиента


Если суммировать все собранные нами документы и свидетельства специалистов, то получается, что г-н Никольский не оставил без внимания ни одно из направлений благой деятельности по очищению региона от отходов. Возглавляемые им предприятия (а их несколько) не только сами чистят, но учат этому других, организуя конференции, семинары, совещания и т д. и т. п. Темы этих собраний животрепещущи и манят потенциальных участников своей однозначностью. Например, как вам такая - «Вопросы минимизации платы за негативное воздействие на окружающую среду». Ну, кто из директоров предприятий не захочет узнать, как платить меньше? Правда, один из участников данного семинара потом признался, что полученные рекомендации очень смахивают на способы занижения расчётов по экологическим платежам, что может быть расценено как преступление. Как выяснилось, предприятия г-на Никольского привлекают клиентов именно обещаниями помочь оптимизировать их платежи за загрязнение окружающей среды. Но если потом правоохранительные органы усмотрят в этих “оптимизациях“ схемы ухода от платежей, то отвечать придется клиентам, а не советчикам.
Вопрос об “оптимизации“ достоин более подробного рассмотрения. Г-н Никольский сумел организовать свою неплохо работающую “промышленную разведку“, работающую под эгидой ООО “Приволжская Экологическая Аудиторская Компания“. Целью ООО “ПЭАК“ является сбор информации по промотходам на нижегородских предприятиях, в том числе и на фирмах оборонного комплекса. А специалисты утверждают, что анализ промотходов позволяет составить подробную картинку технологии производства, а также немало узнать о количестве и качестве выпускаемой продукции.
Информация, собираемая С. Никольским на предприятиях, довольно объемна. На ее основе даже подготовлен экологический Кадастр промышленных отходов Нижегородской области. ООО «ПЭАК» сумел вовлечь в свои комерческо-информационные сети большую часть предприятий региона. Технология проста - «ПЭАК» проводит семинары по абонентскому экологическому обслуживанию, конечная цель семинаров - коммерческая выгода, то есть те самые “оптимизированные “ платежи. Однако обучаемые не знали, что “учитель“ сам не без греха. Межрайонная природоохранная прокуратура выявила на Бору на территории складирования отходов ЗАО «НБЭ» весьма серьезные нарушения: отсутствие нормативов образования отходов и согласования лимитов на их размещение. То есть, по сути, на эту площадку можно валить все, что угодно и в любых количествах.

Штрафы уже не помогут


Прокуратура выявила немало и других нарушений в деятельности ЗАО “НБЭ“. На уже упоминавшейся площадке под Выксой шпалы, пропитанные креозотом и техническими маслами, складированы на участке без водопроницаемого и химически стойкого покрытия, что является нарушением раздела 3 п.3.7 абз.3 СанПин 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления“. Кроме того, на этой же территории ЗАО «НБЭ» разместило 4760 кубометров нефтесодержащих отходов (кека) и промасленную окалину, также складированные на открытой почве.
Самое страшное в том, что, несмотря на принятые прокуратурой меры воздействия, исправить ситуацию практически невозможно. Для того чтобы забетонировать и защитить площадку полигона, создать систему противопожарной защиты, охраняемую зону и зону отрешения, необходимо перенести все отходы на другое место, освободив полигон под данный вид работ. Но куда переносить? Новое-то место просто так не дадут. Для его официального оформления нужно потратить немало времени, сил и средств. Получается, что если на этой площадке случится, например, пожар, то это будет катастрофой похлеще известного пожара в Мурманске, когда там загорелась свалка с утилизированными автомобильными покрышками. А на данной территории складированы 200 мешков с химическими зловонными отходами неизвестного происхождения.
Оперативной деятельностью у Никольского занимается некто Александр Спирин. Этот человек вправе участвовать в переговорах по безопасности, проводить коммерческие операции. Сам Никольский создал собственную структуру ЗАО «ЭКО Стандарт», где является единственным учредителем. Там он поставил директором свою протеже Елену Тимофееву. Именно на неё возложены надежды по финансовому благополучию новой компании. Эта структура дает ему возможность уйти от проверок и финансовых обязательств своих учредителей по ООО «ПЭАК» и ЗАО «НБЭ». Хорошую школу преподал Никольский Спирину. Не научится ли последний со временем осуществлять подобные комбинации по отношению к своему шефу?  

Куда валить будут?


Природоохранное законодательство у нас довольно либерально. За нарушения ЗАО «НБЭ» несколько раз предупреждали, выписывали штрафы на ответственных лиц. Например, был оштрафован главный инженер, но на весьма скромную сумму.
Кстати, возникает вполне резонный вопрос: как “НБЭ“ удается работать при всех своих нарушениях? Злые языки намекают: выходить сухим из воды Никольскому позволяют его обширные связи во властных и контролирующих органах. Причем говорят, что директор «НБЭ» сам любит упомянуть про знакомства в правительстве России и Нижегородской области, часто говорит о “своих“ людях, служащих в природоохранных ведомствах.
Ходят слухи, что своей верной подруге и коллеге - исполнительному директору ООО «ПЭАК» Наталье Мочалиной – он помогал трудоустроиться в областное министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области на испытательный срок. Но в связи с разразившимся скандалом после выхода статьи в "МК в Нижнем Новгороде" "Отхожий промысел", Наталья Николаевна вернулась обратно в коммерсанты, хотя в министерстве, опять же по слухам, остался "свой" человек, некто Дмитрий К.
По другим слухам, бизнес Никольского серьезно расшатался, потому что он умудрился поссориться с влиятельными людьми, оберегающими его коммерческую деятельность, и пытался уйти от договорных платежей партнёрам. Каковы могут быть последствия этого “шатания“, даже представить страшно. А ну, как Никольский попытается еще больше удешевить процесс утилизации?  
Кстати, в законодательстве есть понятие экологического терроризма. Экологический терроризм более опасен, чем многие другие преступления террористической направленности, поскольку насильственные действия применяются к гражданам или их собственности незаметно, опосредованно, через окружающую среду. И этот терроризм может привести к необратимым последствиям.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру