Нужна ли зумерам физика? Мнение педогогов
Этим летом более 90 нижегородских учителей физики, математики и информатики завершили программу повышения профессиональной квалификации НЕЙМАРК. Для учителей. Это цикл лекций, практических занятий и семинаров от ведущих федеральных экспертов в области образования. И одновременно — новый элемент экосистемы ИТ-кампуса НЕЙМАРК, который создается в Нижнем Новгороде в рамках нацпроекта «Наука и университеты» под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ.
Пятнадцать педагогов, показавших высокие результаты, теперь будут в течение года ежемесячно получать стипендию НЕЙМАРК в размере 30 тысяч рублей, а три лучших получат в подарок специальное оформление своих учебных кабинетов.
Мы поговорили с лауреатами о точных науках, учителях и учениках, педагогических «фишках» и том, что в программе обучения оказалось полезным.
Любила литературу, занялась физикой
Анна Гришина, учитель физики
В школе у меня была потрясающая учитель русского языка и литературы. Она учила нас нестандартно мыслить, много читать, смотреть во все глаза на окружающую жизнь. Я решила стать учителем и во всем походить на нее: быть доброжелательной, внимательной, справедливой и требовательной к своим ученикам. «Не позволяй душе лениться» — ее требования к нам. Тем же стараюсь расположить своих учеников.
Наталья Михеева, учитель математики и информатики
В школе я не испытывала трудностей ни с одним предметом, но проще всего давались технические. Мой учитель математики чаще других отправлял меня на олимпиады и конкурсы по предмету, на которых далеко не всегда всё получалось. Я не люблю отступать, поэтому при любой неудаче я не опускаю руки, а действую. Это и стало тем спусковым механизмом, который заставил погрузиться в предмет еще больше.
Анастасия Кузнецова, учитель физики и математики
В годы учёбы в НГПУ им. К. Минина мне посчастливилось познакомиться с замечательным преподавателем математики. Благодаря ей, мы еще больше влюбились в предмет. Она всегда находилась на одной волне со своими студентами, создавала комфортную и поддерживающую образовательную среду, в которой мы все чувствовали себя услышанными и понятыми. И в своей работе с учениками я стараюсь брать пример с этого преподавателя.
Мария Цветкова, учитель физики
С особым теплом я вспоминаю своего учителя начальных классов, пережившую блокаду Ленинграда. В это сложно поверить, но своей искренностью, уважением к детям она творила чудеса. Заядлые двоечники и лодыри начинали учить домашние задания, их учебные принадлежности приобретали опрятный вид.
Зачем нужны математика и физика в век интернета?
Наталья Михеева, учитель математики и информатики
Я считаю, что без знаний математики прожить нельзя. Всем известно, что занятия математикой у любого человека в любом возрасте развивают интеллект, тренируют память, вырабатывают внимательность, настойчивость, ответственность, аккуратность. Даже обычный быт наполнен математикой: от квартплаты до рецепта какого-то блюда.
Мария Цветкова, учитель физики
Физика – это тот предмет, который отвечает на многие вопросы современного мира и человека. Физические процессы можно и нужно использовать, а еще лучше – управлять ими. И, изучая эту науку, можно изменить мир к лучшему.
Анастасия Кузнецова, учитель физики и математики
Можно прожить, не имея глубоких знаний в области математики и физики. Однако они могут существенно облегчить жизнь и открыть новые возможности. В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, без них будет становиться все сложнее.
Маргарита Сухова, учитель информатики
В 1984 году я пришла в школу учителем математики, а вскоре в средних образовательных учебных учреждениях СССР был введён новый предмет – информатика. Мне как выпускнице факультета вычислительной математики и кибернетики Горьковского государственного университета первой пришлось преподавать этот предмет для учащихся 17 школ Ленинского района города Горького.
Информатика, прежде всего, формирует логическое мышление и аналитические способности, без которых в современном мире прожить невозможно.
Зачем учителю учиться?
Дарья Калинина, учитель информатики и математики
Сейчас некоторые дети интересуются различными областями информатики, выходящими за школьный курс информатики. Например, искусственный интеллект. Поэтому у учителя должны быть хотя бы минимальные представления в этих областях, чтобы помочь ребенку развить интерес в этом направлении. Учиться было интересно, так как курс вели действующие педагоги, и мы разбирали действительно нужный и применимый на уроках материал. Некоторые способы решения задач из ЕГЭ я уже применила в этом году на уроках.
Наталья Михеева, учитель математики и информатики
О программе «НЕЙМАРК.Для учителей» я узнала от директора школы. Оценив свои достижения, поначалу даже не хотела участвовать в отборе, но она меня переубедила. После этого для меня было делом чести пройти обучение и показать всё, на что я способна. Так или иначе, все затрагиваемые темы в ходе обучения были знакомы, но преподаватели курсов заставили вникнуть в них глубже.
Анна Гришина, учитель физики
О программе мне рассказала дочь и предложила мне поучаствовать. Я уверена, бросая себе новые и новые вызовы — конкурс, выступление, проект — учитель и становится примером для ученика, зажигает огонь в себе, чтобы потом освещать им путь для других.
Нижегородскую программу оценили на федеральном уровне
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации
Чтобы хорошо готовить учеников, педагог сам должен обладать актуальными знаниями по своему предмету. Поэтому сегодня повышение квалификации — неотъемлемая часть работы учителя. Запущенная ИТ-кампусом НЕЙМАРК программа дополнительной подготовки школьных педагогов физики, математики и информатики — это правильное и своевременное решение по нескольким причинам.
В рамках курса с педагогами работают эксперты из реального сектора экономики. Именно они формируют запрос на определенный уровень подготовки выпускников вузов. И школьные учителя могут сориентироваться, какими должны быть базовые знания по их дисциплинам, чтобы в вузе можно было сразу перейти к более глубокому изучению предмета, минуя этап «забудьте всё, чему вас учили в школе». Это позволяет создать непрерывную вертикальную схему обучения, в которой талантливый ребёнок пошагово идет к специальности с младших классов. В итоге мы должны получить больше востребованных ученых и грамотных экспертов.
Второе — охват. Программа «НЕЙМАРК. Для учителей» рассчитана на 150 учителей в год, которые обучают почти по три тысячи школьников. Учитывая, что такая подготовка будет ежегодной, охват новыми эффективными педагогическими практиками возрастет кратно. Тем более, педагоги-выпускники курса поделятся ими с коллегами, в том числе в школах удаленных районов региона.
Ну и, конечно, стипендия для лидеров курса. Поощрение педагогов никогда не будет лишним. А оформление кабинетов информатики, математики и физики в трех школах, я думаю, станет приятным дополнением и к полученным знаниям, и к материальному бонусу.