С каждым годом мы все больше задумываемся о том, каким воздухом дышим, какую воду пьем и какие продукты едим. От этого зависит наше здоровье, а потому проблемы экологии волнуют многих. Особенно тех, кто живет поблизости от промышленных предприятий.
Бывают случаи, когда вроде и предприятия ни при чем. Например, 19 июля жители разных районов Нижнего Новгорода почувствовали запах одоранта – вещества, добавляемого к природному газу, чтобы он приобрел запах и утечку было бы легко обнаружить.
Тогда контролирующие органы обследовали все возможные источники запаха. Но кто виноват, до сих пор неизвестно. Об этом заявил начальник отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Дмитрий Липшиц на круглом столе.
По его словам, концентрация одоранта в воздухе не превышала предельно допустимой концентрации (ПДК). Поиском источника выброса до сих пор занимаются органы следствия.
В целом же, по данным Роспотребнадзора, воздух в Нижнем Новгороде и области достаточно чистый.
– Мы не являемся тем органом, который ведет официальный государственный мониторинг качества воздуха, – рассказал Дмитрий Александрович, – для этого существует специальная служба при Росгидромете, у которой есть постоянные посты наблюдения. Специалисты центра мониторинга берут пробы несколько раз в сутки и передают данные в госорганы и доводят до сведения населения. У них, конечно, больше объем информации. Однако те превышения, которые они иногда фиксируют, это разовые нарушения в пределах 1,1–1,2 ПДК.
Управление Роспотребнадзора, поскольку проблема гигиены атмосферного воздуха одна из приоритетных, в том числе и для нас, проводит свои проверки, в том числе и по обращениям жителей. По всей области мы отбираем порядка 7000 проб в год.
Мы берем пробы в зоне влияния промышленных предприятий, в жилых кварталах, рядом с автомагистралями.
За последние годы превышений, опасных для жизни (а это выше пяти ПДК), нами не зафиксировано. Если брать данные за 2019 год и истекшую часть 2020-го, то нестандартные пробы составят 0,04% от общего количества. Бывают незначительные превышения по фенолам, формальдегиду. Говорить о том, что это как-то негативно повлияет на здоровье населения, было бы преувеличением. Чтобы наступили какие-то последствия, нужно семьдесят лет дышать таким воздухом. Пока мы не видим серьезных проблем.
Есть проблемы локальные. Например, кстовская промзона. Под эгидой природоохранной прокуратуры создана рабочая группа, которая ищет, кто же виноват в этих выбросах.
Как ни странно, в Дзержинске, который принято считать неблагополучным городом, не было ни одной нестандартной пробы за прошлый и текущий годы. Там несколько лучше ситуация, чем в Кстове, в том числе и по жалобам.
В 2020 году нижегородцы 70 раз обращались в Роспотребнадзор по поводу качества воздуха. Причем значительная часть жалоб связана именно с запахом одоранта.
Наша лаборатория выехала практически сразу после получения сигнала, отбирала пробы в нескольких местах. Превышения обнаружено не было.
Наш нос порой чувствительнее приборов, поэтому запах не всегда означает превышение ПДК. Причина выброса одоранта пока не найдена. По всей видимости, он был непостоянным. Скорее всего, даже передвижным.
Есть жалобы на конкретные производства в Кстовском районе, например на запах фекалий в Верхних Печерах. Однако такие проверки чаще всего не завершаются подтверждением превышения ПДК.
В качестве положительных примеров Дмитрий Липшиц назвал Нижегородский масложиркомбинат и канализационно-насосную станцию на Керченской улице. На предприятиях в последние годы были вложены значительные средства в очистку воздуха, и жалоб на запахи стало намного меньше.
Доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, член общественного экологического совета при губернаторе Нижегородской области Александр Иванов рассказал, что в строительном университете создана уникальная система экологического мониторинга.
– Сейчас ключевой источник загрязнения воздуха в городе – это автомобильный транспорт, – считает он. – Среди загрязняющих веществ, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека, можно назвать продукты неполного сгорания автомобильного топлива, бензол, бензпирен. Мы занимаемся исследованием проблемы загрязнения среды в районе автомобильных пробок. Речь идет не о хронических, накапливающихся в течение жизни, токсикологических эффектах, а о немедленных токсикологических эффектах. Человек с повышенным давлением, оказавшись на дороге в качестве водителя или пассажира, вдыхает воздух, загрязненный, например, оксидами азота, столкнется с тем, что его давление может резко повыситься. Тогда ему может потребоваться немедленная помощь. Такие ситуации не отслеживаются нашими службами.
Тут нужно все решать в рамках градостроительных программ.
Проект редевелопмента Започаинья, который поддержан губернатором, может стать примером территории, соответствующей зеленым стандартам.
Понятно, что большинство жалоб населения связано с неприятными запахами. Однако много страшнее могут оказаться вещества, которые не пахнут. «МК в НН» попросил Дмитрия Липшица и Александра Иванова рассказать о них.
– Есть вещества, канцерогенные, например, которые вообще могут не иметь запаха, – рассказал Дмитрий Александрович. – Даже если не брать бензпирены, формальдегид, по которым очень жесткие ПДК, а взять очень мелкую пыль. Наше подведомственное учреждение центр гигиены и эпидемиологии уже несколько лет как освоил методику исследования этих частиц. Очень мелкая пыль возникает в результате некоторых производств, истирания дороги автотранспортом и так далее. Мы эти анализы тоже регулярно проводим. И в первую очередь исследования именно на эти вещества нацелены – которые не имеют запахов, но могут быть в каких-то выбросах. У нас по ним превышений нет, но в ряде городов России ситуация гораздо хуже. Нижний Новгород, несмотря на всю его немалую промышленность, в достаточно стабильной ситуации находится.
– Есть еще две проблемы, – добавил Александр Владимирович, – о которых, подобно веществам без запаха, очень мало говорят. Первая – то, что на территории Нижнего Новгорода находятся несколько объектов накопленного экологического вреда. Например, недавно мы с Асхатом Каюмовым (руководитель экоцентра «Дронт». – Ред.) посетили мазутное озеро. Оно находится недалеко от
С каждым годом мы все больше задумываемся о том, каким воздухом дышим, какую воду пьем и какие продукты едим. От этого зависит наше здоровье, а потому проблемы экологии волнуют многих. Особенно тех, кто живет поблизости от промышленных предприятий.
Бывают случаи, когда вроде и предприятия ни при чем. Например, 19 июля жители разных районов Нижнего Новгорода почувствовали запах одоранта – вещества, добавляемого к природному газу, чтобы он приобрел запах и утечку было бы легко обнаружить.
Тогда контролирующие органы обследовали все возможные источники запаха. Но кто виноват, до сих пор неизвестно. Об этом заявил начальник отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Дмитрий Липшиц на круглом столе.
По его словам, концентрация одоранта в воздухе не превышала предельно допустимой концентрации (ПДК). Поиском источника выброса до сих пор занимаются органы следствия.
В целом же, по данным Роспотребнадзора, воздух в Нижнем Новгороде и области достаточно чистый.
– Мы не являемся тем органом, который ведет официальный государственный мониторинг качества воздуха, – рассказал Дмитрий Александрович, – для этого существует специальная служба при Росгидромете, у которой есть постоянные посты наблюдения. Специалисты центра мониторинга берут пробы несколько раз в сутки и передают данные в госорганы и доводят до сведения населения. У них, конечно, больше объем информации. Однако те превышения, которые они иногда фиксируют, это разовые нарушения в пределах 1,1–1,2 ПДК.
Управление Роспотребнадзора, поскольку проблема гигиены атмосферного воздуха одна из приоритетных, в том числе и для нас, проводит свои проверки, в том числе и по обращениям жителей. По всей области мы отбираем порядка 7000 проб в год.
Мы берем пробы в зоне влияния промышленных предприятий, в жилых кварталах, рядом с автомагистралями.
За последние годы превышений, опасных для жизни (а это выше пяти ПДК), нами не зафиксировано. Если брать данные за 2019 год и истекшую часть 2020-го, то нестандартные пробы составят 0,04% от общего количества. Бывают незначительные превышения по фенолам, формальдегиду. Говорить о том, что это как-то негативно повлияет на здоровье населения, было бы преувеличением. Чтобы наступили какие-то последствия, нужно семьдесят лет дышать таким воздухом. Пока мы не видим серьезных проблем.
Есть проблемы локальные. Например, кстовская промзона. Под эгидой природоохранной прокуратуры создана рабочая группа, которая ищет, кто же виноват в этих выбросах.
Как ни странно, в Дзержинске, который принято считать неблагополучным городом, не было ни одной нестандартной пробы за прошлый и текущий годы. Там несколько лучше ситуация, чем в Кстове, в том числе и по жалобам.
В 2020 году нижегородцы 70 раз обращались в Роспотребнадзор по поводу качества воздуха. Причем значительная часть жалоб связана именно с запахом одоранта.
Наша лаборатория выехала практически сразу после получения сигнала, отбирала пробы в нескольких местах. Превышения обнаружено не было.
Наш нос порой чувствительнее приборов, поэтому запах не всегда означает превышение ПДК. Причина выброса одоранта пока не найдена. По всей видимости, он был непостоянным. Скорее всего, даже передвижным.
Есть жалобы на конкретные производства в Кстовском районе, например на запах фекалий в Верхних Печерах. Однако такие проверки чаще всего не завершаются подтверждением превышения ПДК.
В качестве положительных примеров Дмитрий Липшиц назвал Нижегородский масложиркомбинат и канализационно-насосную станцию на Керченской улице. На предприятиях в последние годы были вложены значительные средства в очистку воздуха, и жалоб на запахи стало намного меньше.
Доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, член общественного экологического совета при губернаторе Нижегородской области Александр Иванов рассказал, что в строительном университете создана уникальная система экологического мониторинга.
– Сейчас ключевой источник загрязнения воздуха в городе – это автомобильный транспорт, – считает он. – Среди загрязняющих веществ, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека, можно назвать продукты неполного сгорания автомобильного топлива, бензол, бензпирен. Мы занимаемся исследованием проблемы загрязнения среды в районе автомобильных пробок. Речь идет не о хронических, накапливающихся в течение жизни, токсикологических эффектах, а о немедленных токсикологических эффектах. Человек с повышенным давлением, оказавшись на дороге в качестве водителя или пассажира, вдыхает воздух, загрязненный, например, оксидами азота, столкнется с тем, что его давление может резко повыситься. Тогда ему может потребоваться немедленная помощь. Такие ситуации не отслеживаются нашими службами.
Тут нужно все решать в рамках градостроительных программ.
Проект редевелопмента Започаинья, который поддержан губернатором, может стать примером территории, соответствующей зеленым стандартам.
Понятно, что большинство жалоб населения связано с неприятными запахами. Однако много страшнее могут оказаться вещества, которые не пахнут. «МК в НН» попросил Дмитрия Липшица и Александра Иванова рассказать о них.
– Есть вещества, канцерогенные, например, которые вообще могут не иметь запаха, – рассказал Дмитрий Александрович. – Даже если не брать бензпирены, формальдегид, по которым очень жесткие ПДК, а взять очень мелкую пыль. Наше подведомственное учреждение центр гигиены и эпидемиологии уже несколько лет как освоил методику исследования этих частиц. Очень мелкая пыль возникает в результате некоторых производств, истирания дороги автотранспортом и так далее. Мы эти анализы тоже регулярно проводим. И в первую очередь исследования именно на эти вещества нацелены – которые не имеют запахов, но могут быть в каких-то выбросах. У нас по ним превышений нет, но в ряде городов России ситуация гораздо хуже. Нижний Новгород, несмотря на всю его немалую промышленность, в достаточно стабильной ситуации находится.
– Есть еще две проблемы, – добавил Александр Владимирович, – о которых, подобно веществам без запаха, очень мало говорят. Первая – то, что на территории Нижнего Новгорода находятся несколько объектов накопленного экологического вреда. Например, недавно мы с Асхатом Каюмовым (руководитель экоцентра «Дронт». – Ред.) посетили мазутное озеро. Оно находится недалеко от Народной улицы в нескольких сотнях метров от жилой зоны. Мало того что там все берега состоят из мазута, так там еще складируются остатки асфальта. И это не где-то в Дзержинской промзоне, а в центре Московского района.
А другая проблема – это загрязнение почвы, особенно тяжелыми металлами. Это особенно актуально для нижней части города. Я бы сказал, что проблема на уровне экологического бедствия. В низинах, где есть какие-то источники – старые котельные, действующие автомагистрали, – уровень загрязнения очень высок. Конечно, мы не будем брать землю и совать ее в рот. Но почва является вторичным источником загрязнения. Стоит в сухую погоду подуть ветру, и эти частицы, в том числе мелкодисперсные, например продукты истирания шин, поднимаются в воздух. При оценке загрязнения окружающей среды и влияния на здоровье эти вопросы не попадают в сферу детального рассмотрения.
Народной улицы в нескольких сотнях метров от жилой зоны. Мало того что там все берега состоят из мазута, так там еще складируются остатки асфальта. И это не где-то в Дзержинской промзоне, а в центре Московского района.
А другая проблема – это загрязнение почвы, особенно тяжелыми металлами. Это особенно актуально для нижней части города. Я бы сказал, что проблема на уровне экологического бедствия. В низинах, где есть какие-то источники – старые котельные, действующие автомагистрали, – уровень загрязнения очень высок. Конечно, мы не будем брать землю и совать ее в рот. Но почва является вторичным источником загрязнения. Стоит в сухую погоду подуть ветру, и эти частицы, в том числе мелкодисперсные, например продукты истирания шин, поднимаются в воздух. При оценке загрязнения окружающей среды и влияния на здоровье эти вопросы не попадают в сферу детального рассмотрения.