МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Захар Прилепин: «Близ Диканьки»

Из армии Украины за минувшие за полгода ушло 11 тысяч контрактников

Иногда кажется, что Петр Порошенко действительно уверовал в свое предназначение перезагрузить Украину, сделать ее навек другой. Недавно он вывел новую ее идеологию, заключенную в триаду: армия, вера, язык. Странность этой триады в том, что она являет собой скорей не данность, а заявку.

Фото: Валерий Шибанов

Армия Украины отдала Крым и, несмотря на обещания того же Порошенко, не вернула Донбасс. Армия вошла в оставленный Славянск и еще в несколько оставленных городов, но все реальные и прямые столкновения, которые сама же мифологизировала, в сотнях статей и телерепортажей, в нескольких уже написанных книгах и снятых фильмах, – за Дебальцево, за Иловайск, за Донецкий аэропорт, – проиграла. И Саур-могилу тоже.

Стотысячная армия пятый год стоит напротив 26-тысячной армии ДНР и 16-тысячной армии ЛНР и тоскует о том, что если она начнет наступление, завершится оно отступлением. Перемога давно вышла замуж за зраду, и это крепкий брак.

Из армии Украины только за минувшие полгода ушло 11 тысяч контрактников, и за ближайшие полгода уйдет еще 18 тысяч. В армии Украины нет ни одного комбата, ни одного офицера, который мог бы претендовать на звание национального героя – с этим откровенно не получилось.

Главнокомандующий Порошенко, как персонаж какой-то сказки, написанной кем-то вроде Олеши, самый главный военный генерал Муженко, которого в самой же украинской армии прозвали «генерал-катафалк», комбат-депутат Семенченко, команданте Ярош, который на самом деле если и брал в руки оружие, то исключительно как рядовой боец, на большее его ответственности не хватило. Еще есть актер Пашинин.

Вера – это верно, правда, не очень понятно, каким образом в религиозно раздробленной Украине Порошенко ухитряется употреблять это слово в единственном числе. Есть Московский патриархат, самый влиятельный, есть Киевский, раскольничий, есть униаты и все остальные конфессии, а также разнообразные секты. Во что вера-то, в кого?

Дореволюционная Россия была многонациональной, многоконфессиональной, но не стеснялась заявить, что один из столпов ее – православие. Постреволюционная Россия была атеистической и тоже говорила это вслух, хотя верующим верить в меру сил не мешала.

К чему ужимки, Петр Алексеевич, больше ясности.

Язык – схожая история. В стране, где на украинском толком не умеет говорить треть страны, а другая треть считает себя русскими, не говоря про крымских татар, гуцулов или греков, – надо определиться, о каком именно языке идет речь. Исключительно об украинском? Что ж, смело.

Тогда прямо сообщите всем, что поставили на огонек огромный котел, где будете варить всех и выварите из них все лишнее и наносное. Вроде Пушкина, Гоголя, Достоевского и Михаила Булгакова.

У Порошенко многое могло бы получиться, когда б у него имелся запас времени. Лет двадцать пять, а лучше сто.

Он торопится, он знает, что его не переизберут с его рейтингом в 4% или, может быть, в 6%.

Есть шанс ввести военное положение, отменить в связи с этим выборы и развязать громкую, горячую, бесноватую войну, – но для этого надо заручиться поддержкой, чтоб НАТО наступало вместе, одна украинская армия не может, ей не хочется.

Есть шанс внести поправку в конституцию и оттянуть время президентских выборов, но с тем же успехом можно оттянуть подтяжки – они все равно скоро ударят по голому и беззащитному животу.

Если Порошенко не успел построить единую, цельную, мощную политическую нацию за четыре года – с чего бы он достроил ее за год? За три?

Идеология Порошенко и замайданной части Украины – в лучшем случае это процентов тридцать населения, но вообще меньше, – не имеет никакого отношения к явленной недавно триаде.

Идеология эта: сказка, мечта, морок.

Что-то в этом есть от Гоголя, от малоросских преданий, от самых смешных и страшных страниц «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: уверенность, что вот-вот, и все наладится, все станет по-другому: жители Крыма и Донбасса пошлют гонцов с просьбой принять их обратно под юрисдикцию Киева, Россия зашатается и посыплется, Путина повезут в клетке в Гаагу, в Азовское море придут американские авианосцы… что там еще?

Главу ДНР Захарченко, легендарных полевых командиров Воху, Абхаза и Француза тоже повезут в клетках, и за ними погонят шеренги так называемых «российских наемников» и «донецких, а также луганских сепаратистов».

Нынешней киевской власти крайне сложно придумать реальные варианты развития события, поэтому они уже четыре года имеют дело с нереальными.

Вот недавно экс-глава Службы внешней разведки Украины, генерал армии Украины Николай Маломуж сказал, что если Путин пойдет на новую военную агрессию против Украины, то НАТО разблокирует свой нейтралитет в отношении России и отправит на Украину свой военный контингент.

А чего они его заблокировали, свой нейтралитет? Чего не разблокировали в 2014-м и в 2015-м? И в 2016-м, и в 2017-м, и в 2018-м, а тут вдруг разблокируют.

Нет, ребята, Россия не осыплется, авианосцы не приплывут, Британия и Франция не пришлют карательный экспедиционный корпус, Крым никуда и никогда не вернется, никто никого с Донбасса никуда в клетках не повезет, киборги хоть в честном бою, хоть в не честном никого не победят, ну и самая главная незадача – никакой процветающей Украины при нынешней власти и нынешней идеологии – быть не может.

Будьте реалистами.

Красивая, довольная, достойная Украина – это Украина без АТО, без добробатов, без Порошенко и без Турчинова, без бандеровщины и перманентной русофобии, возведенной в культ и смысл не только политики, но и жизни как таковой.

Украина Богдана Хмельницкого, Гоголя, Шевченко и Ковпака, сколько ни перекручивай ее в мясорубке, никогда не станет Украиной Мазепы, Петлюры, Бандеры и одесского поэта Бориса Херсонского.

Пыталась, но результаты не ах.

За 27 лет независимости Украина стала одной из беднейших стран Европы, население уменьшилось с 52 миллионов до 36, в политическом смысле потеряла независимость – потому что мнимая независимость от России обернулась прямыми и косвенными обязательствами согласовывать все ключевые кадровые назначения с советниками из США.

Грустная реальность – здесь.

Остальное – ирреальность.

Когда кажется, что Порошенко истинно уверовал в свое предназначение, надо креститься, и блажь пройдет.

Порошенко все знает. Просто если он скажет вслух о том, что знает, – его разорвут на части. Роль надо доиграть. Песню надо допеть.

Аплодисментов не будет. Про это он тоже в курсе.

Подпишитесь на наш канал в Telegram: самые интересные новости Нижнего Новгорода

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах