– В самом начале это был небольшой проект в рамках благотворительного фонда «ОМК Участие», – вспоминает председатель попечительского совета фонда Ирина Седых. – Направлен он был на то, чтобы отвлечь молодежь города Выксы от плохого: пьянства, наркотиков. Тогда мы поняли, что запрещать бесполезно. Все, что запрещаешь, наоборот, становится сладким плодом. Мы стали искать другой путь и решили, что современное искусство нам поможет.
Казалось бы, где пьющие подростки, а где современное искусство, но ведь сработало! С 2012 года количество правонарушений среди молодежи в Выксе уменьшилось на 38%. У детей и подростков растет тяга к творчеству, и, как результат, одно из лучших зданий в городе отдали под художественную школу, которая в прошлом году приняла больше 500 детей.
А еще в прошлом году был начат проект детского арт-сквера, где архитекторы и художники объединились с местными жителями и самое главное – с детьми, чтобы создать интересное, комфортное пространство для игр и жизни на пустом месте.
Пустое место по адресу Пирогова, 6 было в Выксе всегда. Существовало оно между спортивной и музыкальной школами, а потом на «Арт-Овраг» пришел проект «Город для детей», который создают архитектурное бюро «Дружба» и детский клуб «Кони на балконе». Поинтересовавшись у жителей, что и где те хотели бы получить, собрали окрестных детей и посадили их рисовать эскизы. По этим эскизам художник Роман Ермаков опять-таки с непосредственным участием детей и создавал макет площадки, и строили ее тоже совместными усилиями.
– Тут ведь важно, чтобы жители почувствовали, что это принадлежит им. Присвоили себе это место, – говорит Белла Филатова, представляющая сразу все три организации, задействованные в реализации проекта.
А жители, в общем-то, уже почувствовали: они планируют отмечать здесь детский день рождения на днях и с радостным удивлением констатируют, что сделано было все ровно так, как они хотели.
И вообще за время существования фестиваля жители Выксы прошли длинный путь от раздраженного непонимания, для чего все это нужно, выражаемого в том числе в актах вандализма по отношению к арт-объектам, до практически полного принятия и вовлеченности.
Новшество этого года – параллельная программа, составленная из работ жителей города. И поговаривают, уже появилась перпендикулярная программа «Арт-Овраг», реализацию которой полностью взяли на себя выксунцы. Организаторы просто счастливы этим фактом. Они вообще любят поговорить про идентичность и работу с жителями. Это история про внутреннюю пользу.
Если же говорить о пользе внешней, то это, разумеется, туризм. Туристов моногород Выкса с населением 53 тысячи жителей в 2015 году принял 21 тысячу, в 2016-м – 32 тысячи, в 2017-м – более 50 тысяч. Появилась и особая форма туризма – промышленный. Уже можно зайти на сайт и записаться на экскурсию по настоящему металлургическому заводу, бывшему заводу братьев Баташевых, ныне Выксунскому металлургическому.
Завод был основан в середине XVIII века и соответственно имеет богатую почти трехвековую историю, которой выксунцы очень гордятся и дорожат. Не исключено, что это трепетное отношение к своей истории и стало причиной того, что именно на ВМК сохранилась последняя в Европе работающая мартеновская печь.
Но всему, даже самому прекрасному и традиционному, когда-нибудь приходит конец. 23 марта 2018 года мартеновская печь ВМЗ была остановлена, чему и посвящено главное арт-событие нынешнего фестиваля – перформанс «Страсти по мартену», поставленный лауреатом «Золотой маски» Анной Абалихиной.
На самом деле практически все, кто принимал участие в создании этого действа, какие-нибудь лауреаты: и вокалисты из Большого театра, и композитор, и художник, и перформеры-танцовщики. Но опять непосредственными участниками события кроме всех этих суперпрофессионалов и лауреатов становятся жители Выксы – ученики детской школы искусств, поющие а капелла вместе с вокалистами Большого под документальные записи звуков сталеплавильного цеха, волонтеры и учащиеся Выксы и самые главные – сталевары, те, кто большую часть жизни провел на заводе, для кого работа на мартене была не только опасным и привычным трудом, но и символом производства вообще.
– Самое важное, что делает «Арт-Овраг», – сказал врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин во время церемонии открытия фестиваля, – он вовлекает жителей в процесс культурного развития и изменения города. Именно поэтому Выксе было гораздо проще участвовать в конкурсе «Малые города», потому что один из критериев – «Событие» и «Арт-Овраг», – конечно, был вне конкуренции, а вторым критерием стала «Вовлеченность жителей», которую надо было доказать. И Выкса выиграла этот конкурс!
Тут все закричали «ура» и захлопали. А потом было открытие очередной арт-остановки, прогулка по усадебно-промышленному комплексу, знакомство с Сан Санычем – скульптурой сантехника, открытие неоновой инсталляции в выксунском лесопарке.
Перформансы, инсталляции, арт-объекты, идентичность, урбанистика – непонятные слова, которые на самом деле про обычное живое общение, интерес к городу, в котором живешь, творческое отношение к пространству, которое тебя окружает. Про жизнь, в общем.