Могу сказать по собственному опыту: к дистанционному обучению больше всего психологически не готовы взрослые, а не дети, которые уже освоили гаджеты как мощную платформу для коммуникаций.
Теперь наша очередь, взрослых, к этому подключиться, и это самое сложное. Да, мы знаем, какие бы мы задания хотели дать, какие работы провести. Но в целом учителя не всегда владеют всем набором необходимых диджитал-инструментов, которые позволили бы делать это наиболее эффективно.
Следующая проблема – родители, которые зачастую не в состоянии представить возможности электронного обучения как такового. И возникает страх: «Если письменную работу, которую ребенок делает при мне, я могу проконтролировать, то работу с использованием онлайн-платформ – нет».
Готовы ли мы доверить школе и своим детям переход на новую форму обучения? Я считаю, что готовы.
Во-первых, другого предложения в нынешней ситуации нет. Во-вторых, этот переход сегодня планируется на какое-то конечное время, не навсегда.
Поэтому причин сильно переживать нет – при необходимости можно будет продлить учебный год, можно будет силами экспертов, специалистов найти другие решения. Но попробовать стоит. На прошлой неделе половина учащихся в нашей школе обучалась очно, половина находилась дома, мы делали различные виды работ и имели возможность сравнить скорость выполнения заданий дома и в школе.
Мы общались и работали через коммуникационную платформу Google class room. А наши восьмиклассники взяли другую платформу – Discord, которая показалась им как пользователям более интересной и понятной.
Интересный момент: когда в их интернет-пространство добавлялись ученики из других классов и начинали обсуждать, например, игры, ребята сами указывали им, что это учебный портал, а для игр есть другие интернет-ресурсы. Это говорит о том, что дети подходят к учебе осознанно и могут воспринять сегодняшний вынужденный переход на онлайн-обучение как новую увлекательную игру в образование.
Главное – чтобы взрослые не пережали, не передавили, не заадминистрировали этот процесс. Пусть лучше мы совершим какие-то ошибки, но не потеряем интерес детей.
Что касается качества знаний, которые выпускники 2020 года получат при дистанционном обучении, то здесь можно вспомнить следующее.
Нам много раз говорили, что результаты ЕГЭ никак не связаны с последними двумя-тремя месяцами обучения в школе. Это звучало как мантра из всех уст на всех уровнях. Так с чего ожидать снижения качества образования в нынешней ситуации?
Все, чему учащиеся выпускных классов должны были научиться: читать, писать, извлекать информацию, анализировать и использовать ее, – они уже умеют. Более того, использование интернет-платформ для подготовки к экзаменам наиболее понятно именно выпускникам – девятиклассникам и одиннадцатиклассникам, поскольку для них существует большое количество отлаженных, уверенно работающих ресурсов.
Качество обучения – это то, что остается у ученика по окончании школы. И если у него после всей нашей сложной педагогической работы останется опыт самостоятельного решения образовательных задач – значит все мы большие молодцы.