Члены ЗСНО подготовили вопросы, которые хотят задать губернатору Нижегородской области по результатам деятельности правительства Нижегородской области за 2019 год.
По традиции, заведенной еще губернатором Валерием Шанцевым, глава региона, обычно в мае, выступает с докладом, в рамках которого отвечает на поставленные Заксобранием вопросы. Перечень уже утвержден. Некоторые вопросы стали дежурными, повторяются из года в год, но нынче коронавирус внес некоторую новизну. Хотя темы затронуты достаточно общие и не отражают всей проблематики региона. Например, про то, что сделано к 800-летию Нижнего Новгорода, похоже, почти никому интересно.
Про метро – вопрос риторический
Самым плодовитым можно, наверное, считать комитет по транспорту Владимира Солдатенкова. Там интересуются возмещением выпадающих доходов муниципальным предприятиям и прочим предприятиям разных форм собственности от перевозки льготников, распределением и использованием субсидий и будет ли увеличена расчетная ставки на проезд в пригородном сообщении на территории области с 2,5 до 3 рублей за пассажиро-километр.
Актуальным остается обеспечение экономической устойчивости и «эффективности муниципальных автотранспортных предприятий» (а проще говоря, как уйти от банкротства в нынешней ситуации. – Ред.), поэтому будет ли обновление подвижного состава.
Волнует депутатов и состояние Нижегородского метрополитена, обеспечение затрат на 2020 год (и 2021–2022-й) и техническая безопасность. Ранее Заксобрание рекомендовало правительству области рассмотреть возможность разработки госпрограммы по внеуличному транспорту, в том числе по метрополитену, сроком на 5 лет.
Про перспективы строительства метро в нагорную часть областного центра спрашивает, тоже уже по традиции, глава бюджетного комитета Александр Шаронов. (Но ответ, похоже, уже можно предсказать с вероятностью 99%. – Ред.)
С чем область выйдет из «коронавируса»?
Целый блок вопросов задан комитетом по экономике, председатель Олег Лавричев (и председатель совета директоров Арзамасского приборостроительного завода. – Ред.), часть ответов, впрочем, уже известна. Например, по поддержке реального сектора экономики в условиях режима повышенной готовности: по расширению местных производств, повышению спроса на продукцию нижегородских предприятий, а также о повышении конкурентоспособности, о создании новых производств, прежде всего в сфере высоких технологий.
Каков рост промпроизводства, насколько увеличилась доля высокотехнологичных отраслей в импорте и экспорте, число внедренных передовых производственных технологий собственной разработки? (Чем могут погордиться, например, резиденты нижегородских технопарков и бизнес-инкубаторов. – Ред.)
В бюджетном комитете просят разграничить, какие меры по поддержке бизнеса предпринимаются за счет средств областного бюджета.
А комитет по АПК снова напоминает о переработчиках сельхозпродукции, которые в первую очередь являются потребителями всего выращенного в Нижегородской области. Поэтому интересуется, какие меры поддержки для стабильного опережающего развития предприятий переработки необходимы в ближайшие 3–5 лет.
Кроме того, попасть на полки в магазины проще не становится. «Доля нижегородских сельхозорганизаций и предприятий пищевой отрасли в розничной сети региона составляет от 0 до15%. Выстраивать взаимоотношения с сетевыми компаниями удается единицам, да и те испытывают на себе все прелести диктата торговых сетей, – констатируют агропроизводители. – Это тормозит развитие сельхозпроизводства и переработки и не лучшим образом сказывается на рентабельности производителей. Какие меры планируются, чтобы облегчить доступ к сетевикам и повысить процент присутствия в розничной сети до 25–30%?»
«В результате падения курса рубля и из-за коронавируса могут остановиться не только инвестпроекты, – продолжают комитетчики, – но и повседневная работа сельхозпроизводителей, которые уже столкнулись с ростом цен на иностранные комплектующие, средства защиты растений, семян и т. д., а также на биржевые товары, например удобрения. Планируется ли увеличить прямую поддержку агропрома, чтобы компенсировать негативные тенденции? Когда будет принята региональная программа по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота? Сколько будет заложено финансовых средств на ее реализацию?»
Очень много вопросов по нацпроектам «Здравоохранение», «Демография», «Образование», «Культура» и далее. «Нижегородская область стала одним из лидеров по привлечению средств на реализацию нацпроектов из федерального бюджета, – еще раз отмечают депутаты соцкомитета и спрашивают про результаты. – Какой процент фактического выполнения и прогноз (по нынешней ситуации) по строительству, модернизации объектов социальной сферы? Какие проблемы при реализации нацпроектов? (И что делать организациям культуры, закрытым повсеместно? Что они вообще делают? Библиотеки, например, все закрыты. – Ред.) Как будут исполняться капремонт образовательных и медицинских объектов, адресная инвестпрограмма?»
Кроме того, в соцкомитете напоминают, что 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства. Какая работа проведена правительством Нижегородской области в 2019 году в рамках реализации названных планов, есть ли проблемные вопросы?
Что с бедностью?
И один из самых главных, пожалуй, вопросов: что с бедностью?
Нижегородская область является одним из участников пилота – повышение реальных доходов граждан, снижение уровня бедности в два раза до 2024 года (поэтапно). Как изменилась статистика малоимущих граждан в области за прошедший год, какова динамика численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума за последние три года?
Другой знаковый проект, презентованный в 2019 году, – строительство нового общеобразовательного комплекса «Школа 800» на 4550 учеников. В январе 2020 года правительство Нижегородской области подписало с ООО «Первая концессионная компания “Просвещение”» концессионное соглашение «О финансировании, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации единого образовательного комплекса вместимостью 4550 мест, расположенного в городе Нижний Новгород и городском округе город Бор Нижегородской области». Озвучивалось, что образовательный центр планируется создать к 2021 году, а обучение по общеобразовательной программе будет бесплатным для школьников.
«На какой стадии реализации в настоящее время находится данный проект? Будут ли скорректированы сроки его реализации с учетом ситуации по коронавирусу? – формулируют депутаты. – Каковы прогнозные значения по стоимости программ дополнительного образования (в том числе отдых и оздоровление детей) в образовательном центре на одного учащегося в месяц?» (То есть депутаты осознают, что часть обучающих программ будет платной.)
Комитет по экологии пытается понять эффективность новой системы обращения с ТКО. Экологи отлично знают, что эффективной реформы так и не произошло. Значительная доля юрлиц, малого бизнеса так и не заключила договоров на вывоз ТКО и пользуется контейнерами внутриквартальными, и по большому счету за них платят жители МКД. А свалки, новые, несанкционированные, продолжают появляться на территории.
При этом действуют дифференцированные нормативы накопления ТКО: для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, – на одного проживающего, для граждан, проживающих в многоквартирных домах, – на 1 квадратный метр площади жилого помещения. И возможности перерасчета размера платы за коммунальную услугу в случае, если собственник помещения не проживает по адресу нахождения собственности, а обитает на даче, не предусмотрена напрямую.
Плата взимается дважды: по адресу фактического проживания (место регистрации) и по адресу нахождения собственности, по которому собственник не пользуется данной услугой. Потребители – в безвыходном положении. Какие меры предпринимались правительством Нижегородской области для решения данной проблемы? Не рассматривался ли вариант пересмотра нормативов накопления исходя из одного проживающего, а не из 1 м2 и для многоквартирных домов?
Кроме того, в Нижегородской области не налажена инфраструктура сбора опасных отходов 1–2-го класса опасности, которые образуются у населения в немалых количествах и зачастую накапливаются в обычных контейнерах для сбора ТКО. По оценкам, 9 кг опасных отходов в год образуется у каждого жителя. 5 млн лампочек и 10 млн батареек в год продается в Нижнем Новгороде, 99% из которых попадают в контейнеры для ТКО и на полигоны, не предназначенные для размещения отходов 1–2-го класса опасности.
При этом по постановлению правительства Нижегородской области № 407 в контейнеры, предназначенные для накопления ТКО, запрещается размещать осветительные приборы и электрические лампочки, содержащие ртуть, батареи, аккумуляторы и иные отходы, которые могут причинить вред. Обязанность по сбору опасных отходов лежит на домоуправляющих компаниях. Эта услуга включена в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290. Но они, к сожалению, не исполняют свои обязанности должным образом, обращают внимание депутаты. На деле же граждане имеют лишь возможность привозить батарейки для накопления в крупные торговые центры или в экопункты, установленные в Нижнем Новгороде и Дзержинске.
Какая работа по организации сбора и накопления опасных отходов у населения области велась правительством Нижегородской области в 2019 году? – спрашивают члены экологического комитета и еще интересуются судьбой прудов с гудроном. – Минэкологии уже направлена заявка на включение Бурнаковской низины в реестр объектов накопленного экологического вреда. Это позволит региону претендовать на получение федеральных средств по нацпроекту «Экология» для очистки территории. Вместе с тем на территории Сормовского района есть еще один экологически опасный объект – пруды-накопители кислых гудронов (ул. Коминтерна, д. 47).Не планируется ли и его занести в реестр экоущерба?
На последнем дистанционном заседании фракция «справороссов» дополнила список сразу тремя вопросами на злобу дня: «Когда в полном объеме фармация будет обеспечивать больницы медицинскими масками и противочумными костюмами? Как будет производиться оплата труда сотрудников медицинских учреждений, которые напрямую не лечат пациентов с коронавирусной инфекцией? Известно, что приостановлена плановая госпитализация больных и закрывается на карантин ряд подразделений медучреждений, где находятся больные, у которых выявлен коронавирус, из-за чего у медицинских учреждений недостаточно средств на выплату заработной платы из расчета нынешних тарифов КСГ. Когда страховые компании вернут деньги больницам за медицинские услуги, оказанные больным в 2019 году?»
Когда и в каком формате губернатор выступит перед регпарламентом, неизвестно. Пока депутаты собираются в режиме видео-конференц-связи.