Сделано с душой, проверено временем: НХП Нижегородской области
Поделиться
В предпоследнее воскресенье июня в России отмечается День народных художественных промыслов. В Нижегородской области представлены 15 видов НХП! Самыми узнаваемыми по стране являются «Золотая хохлома», «Казаковская филигрань», «Городецкая роспись» и «Балахнинское кружево».
Фото: Ресурсный центр развития народных художественных промыслов и ДПИ Нижегородской области
Чернолощеная керамика. Казариновская керамика берёт своё начало в XVI веке, в селе Казариново Больше-Болдинского уезда Нижегородской губернии.Городецкая золотная вышивка. Славились своими мастерицами села Чернуха Арзамасского уезда, Безводное, что на Волге, и Городец. Когда на Нижегородской земле стал развиваться этот промысел, сказать трудно, а вот, продержался он вплоть до начала XX века. И, что интересно, если в Западной Европе золотной вышивкой украшалась одежда светской и военной аристократии, то в Заволжье и в некоторых селах Арзамасского уезда она использовалась в крестьянском и купеческом праздничном костюме.Балахнинское кружево. Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII–XIX веках был древний город на Волге – Балахна.Городецкая роспись. Как вид росписи по дереву развивался в Городце и его окрестных деревнях Курцево, Косково, Охлебаиха, Репино, Савино. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву в середине XIX в.: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины.Нижегородский гипюр. Еще в конце ХIХ века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по сетке, со звучным названием «гипюр».Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. В таких районах области как Богородском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других сохранились традиции гончарного ремесла.Валяльный промысел. В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. Лозоплетение как вид ДПИ развивается в Нижегородском крае с конца XIX-начала ХХ вв. Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владели искусством плетения из лозыХудожественная обработка металла. Обработка металла как вид декоративно-прикладного искусства с давних времен представлен в Нижегородском крае своими традициями металлообработки. Одним из центром кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово на Оке. В конце XVII в. здесь насчитывалось до 50 кузнец.Резьба по кости в Нижегородском крае представлена мастерами Варнавино. Вместе с тем еще вXVIIIв. умельцы Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемных малых скульптур: фигурки львов, драконов, птиц, воинов.Полховско-Майданская роспись. Это третий центр нижегородской росписи, расположенный на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Полховско-майданская роспись сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв. как производство расписных токарных изделийСеменовская роспись. Приобрела широкую известность украшением традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами. Родилась куколка нового облика в нач. ХХ в. в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца.Хохломская роспись. Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области в XVII в. Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте.Казаковская филингрань. Самобытное направление художественной обработки металла в селе Казаково Нижегородской обл. сформировалось под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий нового промысла, начавшего свою деятельность с середины 1930-х гг.Резьба по камню в Нижегородском крае связана со знаменитым «борнуковским мрамором». Его месторождение находится в долине реки Пьяны, у села Борнуково Бутурлинского района. Этот камень добывался жителями села из одноименной карстовой пещеры с XVIII в.
1/15
Хохломская роспись. Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области в XVII в. Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте.