К Нижнему Новгороду этот крупный заказ имеет непосредственное отношение, поскольку проект судна разработал ЦКБ "Лазурит", - известная организация десятки лет проектирует корабли, а также ведет разработку глубоководной спасательной техники. Основной офис находится в Нижнем Новгороде.
АО ЦКБ Лазурит является единственным поставщиком для дальневосточного судостроительного кластера ПАО НК «Роснефть».
В сентябре 2020 г правительство России выделило 27,6 млрд рублей на строительство двух таких научно-исследовательских судов (НИС) неограниченного района плавания.
Как отметил тогда глава правительства РФ Михаил Мишустин, строительство новых судов с современным оборудованием расширит возможности российских ученых в изучении Мирового океана. Вместе с тем заказ должен обеспечить дополнительную загрузку дальневосточных верфей. Оба судна должны быть введены в эксплуатацию в 2025 году.
Отметим, проект многофункционального НИС, разработанного ЦКБ "Лазурит" по заказу Минобрнауки, был презентован в июне 2020 года. "Звезда" будет единственным исполнителем заказа, предусмотренного проектом "Наука", говорится в сообщении компании "Роснефть".
Подобные НИС не строились в России на протяжении нескольких десятков лет (уже проходят "тестовые“ модельные испытания, - Ред.), и обновление подобного флота является важной государственной задачей
Назначение новых судов — проведение научно-исследовательских фундаментальных и прикладных работ с помощью самой современной бортовой и буксируемой аппаратуры, лаборатории НИС смогут обрабатывать получаемые данные в режиме реального времени. Также будет доступна возможность обработки получаемых данных в режиме реального времени, поскольку на судне планируется использование бортовых лабораторий для проведения анализа проб воды, взвеси и донных осадков, сообщают строители и проектировщики.
Суда будут проводить в акваториях Мирового океана научно-исследовательские фундаментальные и прикладные работы, включающие гидрометеорологические измерения, измерение магнитного, гравитационного, электрического и теплового полей, проводить биолого-экологические исследования, геолого-гидрографическую съёмку дна.
Ледовый класс судов Arc4 позволит им самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 метров в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 метров в летне-осеннюю. Длина судов составит 122,5 м, водоизмещение – 8130 тонн. Они смогут находиться в автономном плавании 50 суток и совершать переходы дальностью 7500 миль. На судах предусмотрены вертолетные площадки.