Мы – поколение, выросшее без войны. Более того, наши родители тоже о войне знали лишь по воспоминаниям своих родителей.
«Моему папе 83, и он помнит про войну только объявление воздушной тревоги по радио, – Ксения Ануфриева, куратор музыкальных программ Арсенала, попыталась за полчаса до начала объяснить мне основной посыл концерта, посвященного нам – поколению, в личной памяти которого войны нет. – Цель – по-человечески через себя пропустить этот вопрос: “А что для нас сейчас та война?” Ведь она от нас настолько далеко сейчас, что легко становится красивой и величественной».
Но это же совсем не так. Война – это некрасиво, это страшно, грязно и холодно.
Шесть композиторов наших современников разного возраста (от 1953 до 1984 годов рождения) и разных эстетических предпочтений написали музыку на стихи одного поэта – Станислава Львовского, лауреата премии имени Андрея Белого в номинации «Поэзия» за 2017 год, руководствуясь собственным пониманием жанра песни.
«Они говорят о войне каждый на своем собственном музыкальном языке, не на языке шаблонов, не на языке песен военного времени, – поясняет Ксения. – Пишет человек электронику – он пишет электронику, любит Александр Маноцков английский арт-рок – он пишет Gentle Giant про войну».
Этот музыкальный проект был сделан несколько лет назад Московским ансамблем современной музыки (МАСМ), все песни вокального цикла исполняет Наталья Пшеничникова, звезда современной академической музыки, хорошо знакомая нижегородцам по музыкальным проектам в Арсенале. В таком составе он был придуман и показан в Москве. «Мы давно хотели его привезти, – улыбается Ксения, – но вот только сейчас все звезды сошлись».
Народу собралось очень немного, и, по мнению организаторов, это показатель того, насколько далека от нас сейчас реальная память о войне, несмотря на ежегодные парады, шествия и многочисленные поздравительные тексты в соцсетях. В своем вступительном слове Ксения предложила использовать эту камерность как повод отнестись к теме очень лично и вспомнить во время прослушивания этой музыки свои личные семейные истории.
Серьезная современная музыка вообще обычно непроста к восприятию, но когда она накладывается на такую тяжелую тему, то малоподготовленному слушателю становится почти невыносимо оставаться на месте, хочется встать и выйти, и очень сложно переступить через этот внутренний протест, ведь каждый нормальный человек ждет комфорта и удовольствий, а тут нет ни того ни другого, только тяжесть и боль.
страшно мне, друг,
и тебе
страшно.
ничего не можем
забыть.
все забыли.
это нам не спели
вечную память.
(Стихи Станислава Львовского.)
Именно поэтому очень прав композитор Владимир Раннев, говоря, что «негромкие песни войны должны петь мирные люди, чтобы военным потом не пришлось петь громкие. Стихи Станислава Львовского – это предупреждение всем людям: война – это фабрика горя».
СМ-21 («Современная музыка XXI века») – постоянно действующая программа Арсенала, в рамках которой каждый сезон проходят концерты современной академической музыки. Каждый год организаторы придумывают какую-то новую тему для этой программы, и в этом году такой темой стал «Голос». «Мы пытались приблизить современную музыку к нашему слушателю через текст, – говорит Ксения, – через голос, потому что ведь это всегда ближе и понятнее, когда есть слова».
«Негромкие песни войны» стал третьим концертом цикла: уже прозвучали в марте песни про любовь, а в апреле прошла мировая премьера вокального цикла песен на стихи забытого поэта круга Иосифа Бродского Леонида Аранзона под названием «Марши и самолеты». В сентябре цикл завершится концертом в рамках фестиваля текстов об искусстве «Вазари» – «Грустный раек», вокальный цикл для трех солистов с оркестром композитора Марка Булошникова на стихи Дмитрия Пригова. Вы как хотите, а я планирую не пропустить.
12+