МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Нижегородскому театральному училищу исполнилось 100 лет

Повар готовит пищу, водитель доставляет груз, строитель возводит дом. А что делает для человека актер? «Формирует эстетический вкус и мировоззрение», – уверено отвечает заслуженный деятель искусств России Татьяна Васильевна Цыганкова, руководившая Нижегородским театральным училищем более 40 лет. Она и сейчас учит студентов, а изложенный ею принцип лежит в основе образовательной деятельности учреждения.

Праздничный концерт, посвященный юбилею Нижегородского театрального училища Фото: Роман Бородин

Представьте Нижний Новгород в 1918 году. Колоссальные общественные изменения ввергли страну в хаос. Повсюду царят бедность и разруха, по улицам бродят вооруженные обрезами солдаты рабоче-крестьянской армии, а группа творческой интеллигенции создает театральное училище, которое оказывается востребованным у абитуриентов. Кажется удивительным, что поставленные на грань выживания люди в такой момент обратились к искусству, но в русской традиции это не ново.

Русский театр

«Я помню военное время очень хорошо, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Немцы разглядывают Московский кремль в бинокли. По радио передают: оставлен Курск, оставлен Орел. Страшно. А при Московском Художественном театре открывается школа-студия МХАТ. Мой приятель режиссер и педагог Виктор Монюков рассказывал мне, как его вызвали к командиру, потребовали покинуть фронт и отправиться в Москву. Он стал возражать, ведь идет война. Но ему сказали, что это приказ – он нужен для работы в новой театральной школе».

Русское искусство имеет боевую закалку. Как в экстремальных условиях военного времени раскрываются и становятся очевидными подлинные качества характера человека, так в русском театре обнажается его душа. Способность ее прочитать и передать зрителю ощущение прочитанного является тем, что отличает сформировавшуюся в России театральную школу, частью которой является Нижегородское училище. Среди его выпускников множество известных актеров и режиссеров, директоров театров, театральных администраторов, критиков, прославивших отечественную сцену.

Учреждение востребовано. Конкурс на место высокий. В советские годы он был еще выше. Сегодня театру приходится конкурировать с массовой культурой, которая предлагает целый веер возможностей. Она легче, понятнее, коммерчески успешнее, ее покупает рынок. Воспитательная функция ей чужда, но она привлекательна и легко заполняет молодые умы, создавая бесконечные копии, которые не оставляют места для творчества, самопознания и духовного развития. В эпоху, когда хорошим считается то, что набирает просмотры в интернете, русский театр с его сложной психологией проигрывает, но старые актеры давно ответили на вопрос, что с этим делать. «Подумаешь, публика, – говорили они. – Покажи ей голую задницу, и будет успех». Судя по тому, что мы видим в популярных шоу, этот успех к нам уже пришел.

Выбираем свободу

«Мерилом нашей успешности я считаю тот факт, что мы живые, – рассказывает директор Нижегородского театрального училища имени Е. А. Евстигнеева, режиссер Леонид Чигин. – Наше училище – это большой живой организм, в котором все держится на творчестве и свободе. Наши студенты открыто, без страха выражают свое мнение, они говорят по-настоящему и делают настоящие театральные события, что очень ценно. Да, нам нужны деньги, они ведь всем нужны, и хорошо, когда они есть. Но если делать выбор между сытой жизнью и свободным творчеством, то мы выбираем свободу».

Татьяна Цыганкова и Леонид Чигин на презентации книг «Столетопись. Обыденность, граничащая с вечностью» Светланы Кукиной и альманаха воспоминаний педагогов «Вертикаль» Александра Мюрисепа Фото: Евгений Алексеев

Театральное училище живет по законам, общим для профессионального образования. Воспитание актеров приравнено к обучению рабочим специальностям. Специфика театрального дела не учитывается. Но если инженерный техникум может рассчитывать на поддержку реального сектора и на протяжении последних лет государство последовательно стимулирует предприятия участвовать в обучении кадров, то творческое образование не интересно промышленности и может рассчитывать только на государственный бюджет.

Согласно хозяйственно-финансовой отчетности, опубликованной на сайте Нижегородского театрального училища, годовой объем финансирования учреждения составляет примерно 24 миллиона рублей, 19 из которых уходит на заработную плату. Для сравнения, ремонт сквера имени 1905 года на площади Свободы стоит 51,9 миллиона. Этих денег хватит на то, чтобы выложить брусчаткой дорожки, высадить деревья и кусты, отреставрировать острожную стену, подлатать памятник и устроить подсветку.

Между тем старейшее в стране театральное училище размещается в зданиях, построенных пару столетий назад. Конечно, они временами ремонтировались. Но сейчас им требуется капитальная реконструкция. Не говоря уже о косметических работах внутри помещений, обновлении инвентаря и обеспечении нормальной студенческой жизни, которая включает участие в различных конкурсах, в том числе зарубежных, академический обмен, проведение всевозможных мероприятий и так далее.

Под столом и выше

Училище живет, несмотря на сложности. Здесь хорошо помнят одного мальчика из рабочего барака на окраине города, называвшегося в то время Горьким. Юноша был очень беден, спальных мест в доме не хватало, поэтому ночевать ему приходилось под столом на кухне. Родители часто спорили, быт был до предела неустроенным, и, лежа на полу, он со слезами думал о своей судьбе. К счастью, она оказалась к нему благосклонна. Случай привел юношу на репетицию в театральное училище, и это полностью изменило его жизнь.

Окончив учебу, Вячеслав Михайлович Лисин много играл в российских театрах, снимался в кино. В 1991 году уехал в Германию и сейчас живет в Дюссельдорфе. В 1996 году основал там драматический театр «Кулисы», в 2009 году получил почетную награду Дюссельдорфа – медаль Святого Мартина, а спустя еще два года указом президента ФРГ был награжден орденом «За заслуги перед Германией».

Десятки звезд зажглись в стенах Нижегородского театрального училища, сотни талантливых ребят получили блестящее гуманитарное образование и возможность реализовать свои творческие амбиции. Не будь его, многие судьбы сложились бы совсем иначе. Это понимают и ценят в Германии. В России пророка нет. Но русская театральная школа должна быть. Без нее национальное развитие невозможно

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах