Возможно, в надежде на эту магию Денис Шаповалов и привез свое только что рожденное произведение сюда, в Нижний Новгород, чтобы исполнить его впервые именно в стенах филармонии, носящей имя его друга и учителя Мстислава Ростроповича.
27 марта весь музыкальный мир отмечал день рождения маэстро. Благодаря Ростроповичу и Гусману, который в то время был главным дирижером, Горький в 1960-е годы стал Меккой русского музыкального авангарда, столицей первых в СССР фестивалей современной музыки.
12 ноября 1962 года в зале Горьковской филармонии состоялся исторический концерт: в первом отделении Шостакович дирижировал своей «Праздничной увертюрой» и виолончельным концертом, где солировал сам Ростропович. А во втором – «неистовый Мстислав» дирижировал премьерой цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича и четырьмя антрактами из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Для Шостаковича горьковский дирижерский эксперимент остался единственным в жизни, для Ростроповича – началом дирижерской карьеры.
Через 42 года, в день, когда филармонии присвоили имя Ростроповича, нижегородцы вновь увидели маэстро за дирижерским пультом. Первое отделение концерта было построено как своеобразный ремейк того памятного концерта 1962 года: «Праздничная увертюра» и Концерт № 1 для виолончели с оркестром, солировал Денис Шаповалов. Это был единственный раз, когда учитель и ученик играли вместе в России.
И вот нижегородской публике вновь была предоставлена возможность первыми услышать новое произведение, вдохновителем которого стал великий маэстро. «Концерт рождался тяжело. И родился он не за девять месяцев, как это водится, а за один. Я работал круглосуточно и буквально вчера дописал последние ноты в каденции, а еще некоторые поправки мы делали сегодня на репетиции, – рассказал Денис Шаповалов перед исполнением своего детища. – Концерт навеян впечатлениями и эмоциями от нашей дружбы с Мстиславом Леопольдовичем».
На премьеру в Нижний из Италии специально прилетел всемирно известный скрипач Сергей Крылов.