МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Форум «Инклюзивный вуз – модель управляемого будущего» прошел в Нижнем Новгороде

19 декабря 2017 года на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью (РУМЦ) Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина состоялся Всероссийский форум «Инклюзивный вуз – модель управляемого будущего».

Фото: пресс-служба НГПУ им. К. Минина

В форуме приняли участие представители департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ, министерства образования и государственной службы занятости населения Нижегородской области, руководителей организаций СПО, школ, вузов Нижнего Новгорода, а также коллег из РУМЦ Новосибирского государственного технического университета.

Целью форума, по словам организаторов, стала коммуникация между вузами, организациями и ведомствами по вопросам развития инклюзивного высшего образования.  

РУМЦ на базе Мининского университета начал работу в октябре 2017 года и является одним из 16 подобных центров, открытых в России по итогам конкурса Министерства образования и науки РФ. Миссия созданных РУМЦ — разработка моделей сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе их профориентации, обучения в вузе, продолжения образования и трудоустройства. Центры призваны консолидировать имеющийся в нашей стране опыт, лучшие практики по работе с данной категорией студентов и масштабировать их на закрепленной за центром территории. Зона ответственности РУМЦ Мининского университета — вузы Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Самарской и Саратовской областей, республики Мордовия и Пермского края. 

На пленарной сессии проректор по административной деятельности Мининского университета С. К. Курицын обратил внимание коллег на формирование активной жизненной позиции ребят, имеющих ограниченные физические возможности. В качестве одной из эффективных форм выстраивания индивидуальной успешной траектории студентов вузов Станислав Константинович назвал национальный чемпионат «Абилимпикс», в котором пока наибольшую активность проявляют обучающиеся СПО. Он отметил, что помимо выполнения важной государственной задачи, развитие инклюзивного высшего образования имеет серьезный гуманитарный эффект. Это включает воспитание молодых людей, органично и естественно принимающих сам факт того, что рядом с ними живут и работают люди с самыми разными особенностями (в том числе с инвалидностью) и формирование активной жизненной позиции ребят, имеющих ОВЗ и инвалидность.

Другой важной темой выступлений форума стала идея межведомственного, межвузовского, межпрофессионального необходимости взаимодействия. Директор РУМЦ Мининского университета, кандидат психологических наук, доцент Н. О. Леоненко отметила, что для нашей культуры и системы образования инклюзия является следующим этапом после коррекции и интеграции. Это требует осмысления и разработки форм, средств, условий органичного включения лиц с ОВЗ и инвалидностью в разные сферы общественной жизни, в том числе в систему высшего образования. Директор РУМЦ также выделила, что вузы должны взять на себя ответственность по управлению развитием инклюзивной культуры общества в регионе: профессорско-преподавательский состав является культурной элитой общества и формирует элиту, студенты как потенциальная культурная элита выступает активной силой и носителем культурных ценностей принятия. Взаимодействие вузов с разными организациями и ведомствами выступает ключевым условием и ресурсом трансляции этих ценностей, конструирования культуры общества равных возможностей.

Советник департамента государственной политики в сфере высшего образования, координатор проекта повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ О. А. Серебрянникова отметила особую миссию ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов.

За круглым столом форума было продолжено обсуждение роли РУМЦ в развитии высшего инклюзивного образования в нашей стране. Ключевыми вопросами стали современные методики профориентации и трудоустройства инвалидов в России и за рубежом, организация сетевого взаимодействия между вузами при обучении студентов с инвалидностью, роль и миссия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах