МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Нижегородцы смогли задать все «неудобные» вопросы на слушаниях по бюджету

На минувшей неделе проект бюджета Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов прошел публичные слушания. В Дом Советов пришли более 140 человек: журналисты, представители Общественной палаты города. Самые активные жители в прямом диалоге, в том числе и с главой Нижнего Новгорода Елизаветой Солонченко, получили ответы на свои вопросы.

Фото: Андрей Абрамов

А почему не как в Казани?

Людей интересовали как конкретные вещи – когда сделают дорогу, водопровод в конкретном микрорайоне, поселке, сколько денег выделяется на питание детей в школах, будут ли увеличивать компенсацию многодетным, почему мало средств на спорт, почему город не участвует в управлении ДУКами (там, где у муниципалитета еще сохранился пакет акций), так и глобальные – почему Нижний Новгород, у которого бюджет больше, чем у Казани, выглядит и убирается хуже столицы Татарстана, насколько эффективно используются бюджетные средства, почему чиновники не отвечают за неэффективность, куда идут средства Теплоэнерго и Водоканала.

Объяснить все за пару минут было, конечно, сложно, но чиновникам и депутатам поручили дополнительно разъяснить интересующимся нижегородцам отдельные положения бюджетного процесса. Потому что разобраться с тонкостями формирования главного финансового документа города с учетом межбюджетных отношений и в целом законодательства простым гражданам непросто, даже не всем депутатам просто.

Но глава города Елизавета Солонченко крайне заинтересована, чтобы горожане действительно включались в обсуждение и в понимание того, что стоит за конкретными статьями расходов, какие мероприятия, объекты заложены для реализации в муниципальных программах (в основном бюджет делается по программному принципу).

Львиная доля расходов – свыше 60% – это содержание социальной сферы, зарплаты бюджтников, образование, а также затраты на транспорт и дорожное хозяйство. У муниципалитета серьезные обязательства по ремонтам и лизинговым платежам. Более 600 млн рублей пойдут на строительство детских дошкольных учреждений, где есть и ясельные места. При этом указано, куда направляется софинансирование, когда деньги на строительство ДОУ дают федералы, региональное правительство и муниципальный бюджет.

К сожалению, детализации – когда каждую расходную строку чиновники «расписали» бы по объектам и мероприятиям – проект бюджета не содержит. Это привело бы к сверхперегрузке документа, но в электронном виде, после его принятия, содержание программ можно было бы выкладывать. Тогда все интересующиеся увидели бы, сколько денег и на что выделяется. Это дело недалекого будущего.

Земля перестала «давать» налог

Директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода Юрий Мочалкин в своем докладе представил только основные характеристики городского бюджета по основным направлениям: доходы, расходы, дефицит. Сумма доходов в проекте на 2018 год составляет 28,8 млрд рублей (в 2017 году утвержденный бюджет – 26,2 млрд), в том числе: собственные доходы 13,2 млрд – 46% (в 2017 году – 13 млрд); безвозмездные поступления 15,6 млрд – 54% (в 2017 году – 13,2 млрд). Налоговые доходы планируются в сумме 9,5 млрд рублей, с увеличением на 5,3% к уровню ожидаемых поступлений 2017 года.

Главные источники: налог на доходы физических лиц в сумме 6,6 млрд. рублей, или 50%; доходы от использования муниципального имущества – 2,4 млрд – 18,2%; налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме 1,6 млрд, или 12%. Динамика поступления земельного налога показывает резкое, в 1,5 раза, снижение в 2016 году – с 1,525 млрд рублей до 1,07 млрд, вызванное массовой переоценкой кадастровой стоимости земельных участков.

В 2015 году комиссией Росреестра, судами было удовлетворено 98 обращений о пересмотре кадастровой стоимости, в результате чего начисления земельного налога снизились на 172,7 млн рублей, в 2016 году – 112 обращений на 163,1 млн, в 2017 году – 22 обращения на 4,9 млн.

В 2017 году были внесены изменения в федеральный закон «Об оценочной деятельности», и теперь органы местного самоуправления вправе быть истцом по делам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, не только находящихся в муниципальной собственности. Рост доходов от налога на имущество физических лиц с 2017 года связан с переходом на исчисление налога с кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Кроме того, рост налога в 2018–2020 годах обусловлен поэтапным повышением поправочного коэффициента с 0,2 в 2016 году до 1,0 в 2020 году.

В сравнении с другими городами-миллионниками (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) Нижний Новгород занимает девятое место из тринадцати как по абсолютному объему налоговых доходов, так и по их размеру в расчете на душу населения.

Общая сумма расходов на 2018 год обозначена в 29,2 млрд рублей (в 2017-м утвержденный бюджет – 27,1 млрд). Наибольший удельный вес составят расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) – 18,6 млрд рублей, или 63,6%; на транспорт и дорожное хозяйство – 5,9 млрд – 20,3%; общегосударственные расходы – 1,8 млрд – 6,1%; на жилищно-коммунальное хозяйство – 1,7 млрд, или 5,8%; на обслуживание муниципального долга – 850 млн, или 3% (в 2017 году потратили на это 1 млрд рублей, или 3,6%).

Администрации города в период верстки бюджета пришлось откликаться и на просьбы депутатов гордумы. Заместитель главы города Михаил Кузнецов настаивал на необходимости заложить в бюджет 2018 года ассигнования на проект рекультивации свалки в Шуваловской промзоне. Депутат Василий Пушкин обозначил проблему восстановления стадиона в Автозаводском районе, на улице Лоскутова. Площадка в предаварийном состоянии, но там занимаются до 700 детей. Деньги нужны на проект реконструкции.

Председатель комиссии гордумы по городскому хозяйству Владимир Аношкин ранее отмечал, что у программы капитального ремонта есть большие проблемы и что нужно учитывать в бюджете средства на ликвидацию аварийных ситуаций в жилищном фонде.

«Дело в том, что по закону ДУК, который устраняет аварийные ситуации, не получает возмещение за свою работу. Законом решено так, что возмещение получает житель, а ДУК, затратив деньги на эти работы, ничего не получит. В 2018 году в бюджете будет создан фонд в объеме 30 млн рублей, который можно будет тратить на устранение аварийных ситуаций. Например, сгорела крыша, где-то случился пожар, сломался лифт, что-то повредили в подъезде – есть возможность обратиться в администрацию города, чтобы устранить эти внештатные ситуации, чтобы люди не ждали», – пояснил он.

Финансовой грамотности недостаточно

«В этот раз активность участников публичных слушаний существенно выше, чем была в прошлом году, а сравнительный анализ всегда очень полезен, – обратил внимание председатель комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман (ему тоже пришлось отвечать на вопросы слушателей). – В большей части вопросов мы имеем углубленность в очень мелкую конкретику. Более половины вопросов должны быть ориентированы не к уровню городского бюджета, а к полномочиям субъекта, федерального законодательства. У муниципалитета свои рамки и возможности. Бюджетный кодекс четко закрепляет, что мы можем и что не можем. Поэтому активность жителей радует, а грамотность пока недостаточна».

«Любимая тема звучала, – добавляет Фельдман: – Казань, размер бюджета и что с ним связано. Если разобраться, то реальные затраты на содержание и развитие Казани в разы больше, чем можем мы себе позволить. Почему: бюджет Республики Татарстан взял на себя серьезные финансовые обязательства, в том числе в части сопровождения образования, что Нижний Новгород несет на себе».

«Мы поступательно движемся к увеличению бюджета как доходной, так и расходной части и снижению дефицита. Если этот год мы начинали с доходами в 26,2 млрд, то сегодня в проекте бюджета на 2018 год мы имеем 28,8 млрд. На 2019 год заложено примерно столько же, а вот бюджет 2020 года планируется быть профицитным. Планируемый дефицит бюджета на 2018 год составит 425 миллионов – это самый низкий показатель за последние 10 лет», – подчеркнула по итогам обсуждения глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко.

При этом, как отметила глава города, меняется структура долга. Выпуск облигационного займа позволил перейти от краткосрочных кредитных обязательств к более дешевым – среднесрочным, поэтому снижаются расходы на обслуживание муниципального долга с 1,0 млрд в 2017 году до 850,0 млн в 2018 году. (При этом размер госдолга на 1 января 2019 года установлен в размере 11,15 млрд рублей, его уровень не должен превышать 85% собственных доходов города.)

Кроме того, Солонченко отметила, что в бюджете 2018 года запланирована индексация зарплат бюджетникам в соответствии с майскими указами президента: педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей на 10,3%, работникам учреждений культуры на 16,7%, и даже тем работникам, которые не подпадают под действие этих указов, предусмотрена индексация зарплат на 4%. Впервые в 2018 году в городе будет действовать муниципальная программа «Развитие малого и среднего бизнеса», на ее реализацию предусмотрено 38 млн рублей на грантовую, информационную и иную поддержку.

«Это наши инвестиции в будущую доходную часть бюджета – в налогооблагаемую базу. Самое важное, в этом году мы сделали все, чтобы публичные слушания были не формальными, проект бюджета заранее был опубликован на сайте городской администрации в понятном виде. Потому что самое важное для городской власти – это доверие нижегородцев, а доверие возникает там, где ничего не скрывают», – сказала Елизавета Солонченко.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах