МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Когда забудут термин «инклюзивная среда»

Пандус при входе не поможет ребенку на коляске подняться на второй этаж

Директор школы была чрезвычайно горда. Она смотрела на меня сквозь очки – но даже толстые линзы (ох уж эти ночные бдения за проверкой тетрадок!) не могли скрыть торжества, которым светились ее глаза. – Мы сделали нашу школу доступной! – улыбалась она. – Теперь у нас учатся сразу три ребенка-инвалида.

Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»

– Ребенка с инвалидностью, – машинально поправил я ее.

– Какая разница? – не поняла она.

– Дело в том, что назвать человека инвалидом – значит пригвоздить. Ты – инвалид, сиди дома, на улицу не ходи, ты ничего не можешь, – начал объяснять ей. – Но ведь инвалидность – это всего лишь одна из особенностей, причем далеко не самая важная. Вот я кто – инвалид или общественный деятель? Как правильно? – я хлопнул руками по колесам своей коляски.

– Вы… – директор чуть смутилась. – Ну, вы – и так, и так…

– А еще я водитель, а еще – автор и ведущий тренингов, а еще – отец двоих детей. У меня очень много социальных ролей, понимаете? И у любого из нас таких ролей – множество. Поэтому лучше бы «человек с инвалидностью» – так будет правильно. И не обидно.

Директор школы посмотрела на меня так, будто хотела возразить, но не решалась. Инвалидная коляска иногда бывает хорошим аргументом в споре.

– Кстати, а где ваши ученики с инвалидностью? Можно с ними пообщаться?

– Они дома, – отозвалась директор. – Все учатся на дому. В школе их могут обидеть – вы же знаете, какими жестокими бывают дети!

Я же знаю. Я сам был одним из тех жестоких детей – когда ходил в детский сад, и уж точно не думал о том, что в 11 лет я упаду с дерева и сломаю позвоночник. В нашей группе был мальчик с ДЦП. Помню, мы его дразнили – за невнятную речь и неуверенную походку. Были ли мы жестокими? Да, были. Но еще более жестокой была воспитательница, которая не пресекла наше поведение и не объяснила нам, как общаться с мальчиком, который немного отличается от нас.

Сегодня, когда говорят, что «в школе созданы все условия для обучения детей с инвалидностью», это, как правило, означает, что к ее главному входу пристроен пандус, а среди ее учеников числится один-два ребенка с ОВЗ. Как правило, эти дети – на домашнем обучении. Потому что всем понятно: пандус к главному входу не поможет ребенку на коляске подняться на второй этаж. И вместе со всем классом ворваться в столовую. Да даже в туалет – ну как ребенку на коляске в обычный школьный туалет?

Или незрячему ребенку попасть – как сориентироваться в школе самостоятельно? А неслышащему слушать объяснения учителя – как?

С другой стороны, хорошо хотя бы то, что такие вопросы задаются. Хорошо, что для людей с инвалидностью организуют все больше мероприятий. Хорошо, что о людях с инвалидностью как минимум говорят.

Но… все это «хорошо» – как резиновые сапоги, которые приходится покупать в разгар осени: потому что дороги разбиты и ни в чем, кроме непромокаемой «резины», не пройдешь. А про ботинки, кроссовки или туфли – забудь!

Директор школы, с которой я общался, очень гордилась тем, что в ее учебном заведении организовано дистанционное обучение ребят с инвалидностью. И это правда лучше, чем ничего.

Но это все равно еще очень далеко от идеала. И называть такую школу инклюзивной я бы не стал.

Потому что по-настоящему инклюзивная среда – это та, где слово «инклюзия» забылось за ненадобностью. Мы не говорим, что живем в пространстве, наполненном воздухом: мы по умолчанию принимаем тот факт, что воздух вокруг нас есть. Это наша нормальная среда обитания: азот, кислород, углевод (ну, всяческие не слишком полезные выхлопы – куда ж без них?).

Так вот. По-настоящему среда лишь тогда станет инклюзивной, когда будет естественно удобной для всех: и для молодых, и для пожилых, и для людей с инвалидностью, и для мам с колясками, и для туристов, и для коренных жителей.

Когда мы не будем восхищаться: «Надо же, построили инклюзивное кафе!» – а когда в любом кафе незрячий посетитель сможет заказать себе блюдо, «прочитав» меню. Или когда в любой компании сотрудника будут принимать на работу исключительно по его профессиональным качествам, а не по группе здоровья. Или когда в школе вместе будут учиться дети с самыми разными особенностями: и физическими, и национальными, и религиозными. Да, дети с отсутствием слуха помимо обычной школы будут ходить еще на занятия в различные центры, где их научат языку жестов. Но разве сейчас школьники помимо общих и обязательных шести уроков в день не ходят в кружки и секции?

Я верю, что такая по-настоящему инклюзивная среда когда-нибудь появится. Нескоро. Но мы ее увидим.

Я часто бываю в правительственных зданиях. И часто такие здания, мягко сказать, не совсем доступные. Естественно, мне помогают, меня заносят на руках.

– А что если у вас губернатор ногу сломает? – спрашиваю я чиновников, которые пыхтя заносят меня на второй этаж. – Он ведь не такой воздушный.

– Что ты, что ты! – испуганно крестятся они.

На одном из тренингов, которые мы проводили для нижегородских старшеклассников, мы попросили их нарисовать школу будущего: такую, где можно учиться всем. Они помимо прочего нарисовали большие, удобные проходы в учительской.

– Это чтобы нахулиганивших учеников на колясках вызывать на педсовет? – пошутил я.

– Нет, – ответили дети. – Это для учителей. Школа же для всех. Значит, там и некоторые учителя могут быть на колясках.

Именно в этот момент я понял, что инклюзивная среда будет. И создадут ее именно эти, сегодняшние старшеклассники: они умеют видеть картину целиком и мыслить категориями возможностей. Если, конечно, после окончания учебы не уедут из нашего города.

Но это уже совсем другая история…

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах