К машинам тянулся с детства
К машинам Юрия тянуло с самого детства, и девятилетний мальчишка часами пропадал у двоюродного дяди Евгения Кузнецова, работавшего шофером на ГАЗ-51.
– Возвращается из школы, и сразу к брату Евгению, – вспоминает младшая сестра Юрия Николаевича – Валентина Ануфриева. – Мне кажется, он с этим родился. Как рассказывала наша мама, он и первое слово сказал «би-би», то есть «машина»! Нас у родителей было трое – два брата и я. Папа воевал на фронте во время Великой Отечественной войны, получил инвалидность и рано умер, и мама нас одна воспитывала.
Недавно Валентина Николаевна нашла в семейном альбоме старый снимок: ее братишка, одетый в комбинезон, стоит рядом с мотороллером. В 16 лет Юрий сдал на права и начал работать водителем на этом «грузовичке», принося в семью трудовые 45 рублей, при этом еще сам одевался-обувался. Потом ушел на срочную службу в армию – там работал на легковой машине. А вернувшись из армии, сразу устроился в такси.
«Там была спортивная команда по авторалли, – рассказывал Юрий Николаевич в интервью нижегородскому журналисту Константину Гусеву. – Впервые выступил на соревнованиях по фигурному вождению, которые тогда проходили в рамках стандартных конкурсов профмастерства. Оценив мои навыки, в 1973 году меня взяли в команду управления автотранспорта. Сначала ездил на соревнования на “техничке”, поскольку в команде были гонщики постарше. С 1975 года мне начальство разрешило мою рабочую машину переделать в гоночную»…
– Машина была такая же, как обычное такси, но с другими скоростными возможностями, – объясняет Валентина Николаевна. – Однажды на этой «Волге» мы с Юрой ездили в пионерский лагерь под Гороховец – он к дочке, а я к сыну (у нас дети – ровесники). И он решил показать мне, что такое настоящая скорость. По трассе гнал так, что у меня дух захватывало! У него на самом деле была тяга к соревнованиям. Но если говорить о Юре как об обычном водителе, то ездил он очень аккуратно, вообще бесподобно…
Дружба на всю жизнь
Трехкратный чемпиона СССР, 25-кратный чемпион России по автогонкам в классе автомобилей «Волга» Николай Демидов в протоколах на соревнованиях записывал своим тренером именно Юрия Белозубова! В начале спортивной карьеры, прежде чем стать гонщиком, Демидову довелось поработать у Белозубова механиком, и совместная работа переросла в крепкую дружбу.
– С Юрием Николаевичем мы познакомились в 1976 году, – рассказывает Николай Евгеньевич. – Он был молодым гонщиком, я был у него механиком, а потом сам стал тоже гоняться. От таксомоторного объединения № 1 мы выступали втроем – покойный Юрий Черканов – тоже чемпион Союза, Юрий Белозубов и я.
В течение 12 лет они были одноклубниками по команде ГПОПАТ № 1. Когда Демидов перешел в «газовскую» команду, на дружеских отношениях это никак не отразилось. Более того, имея в распоряжении хорошую базу, Демидов всегда помогал старшему товарищу, бывало даже, давал на соревнования свою машину.
– Юрий Николаевич – настолько порядочный человек, что отказать ему было нельзя, – считает знаменитый нижегородский гонщик. – На автомобильных гонках есть свои правила, есть категория таких гонщиков, которые, допустим, сами плохо едут, при этом мешают других участникам заезда, не прочь кого-то ударить на дистанции. У Белозубова этого не было никогда. Он признавал только движение вперед и постоянный труд.
Преданно выводил «Волгу» к победам
Заядлый водитель и профессиональный гонщик Юрий Белозубов не курил. Поэтому, когда в прошлом году у него обнаружились проблемы с легкими, для родных и знакомых это стало настоящим шоком. Медики тоже недоумевали: «Вы что, в шахте работали?»
– Врач сказала, что причина болезни – керосиновые и бензиновые пары, попадавшие в легкие, – рассказывает Алексей Ануфриев, племянник Юрия Николаевича. – Насколько я знаю, они гонялись на авиационном керосине и топливо перекачивалось из канистр ртом. За свою жизнь дядя, так скажем, напился всей этой химии.
Лечение в нижегородских больницах не дало результата. Последнее время Юрий Николаевич находился дома, уже не вставал и был подключен к аппарату искусственного дыхания. За ним ухаживали дочь и жена. На его похороны пришло очень много народа – не только родные и близкие, но и те, с кем он работал.
– Профессионал, одна из легенд горьковского и нижегородского автоспорта, Юрий Белозубов с успехом выступал за команду «Нижегородец», а затем и за другие команды – передавая опыт молодым пилотам в классе машин «Волга», – отмечает депутат городской Думы Алексей Гойхман. – Он всегда пользовался авторитетом и уважением. Особенно восторгались им в последние годы, когда Юрий Николаевич отчаянно и преданно выводил свою «Волгу» к новым победам, несмотря на преклонный возраст.