Во время пресс-конференции журналисты охотно разделили радость выступающих по поводу колоссальной пользы, которую приносит фестиваль современного искусства городу. Судите сами: в Выксе за эти годы появилось 82 артобъекта, по сути, произведения современного искусства, навсегда изменившие облик города-завода, который уже невозможно представить без арт-елки, единорога или фантастических граффити на торцах ничем не примечательных типовых домов. Две недели назад стало известно, что Выкса вошла в число 10 лучших моногородов России. И это только внешняя составляющая. Главное, по мнению организаторов фестиваля и администрации города, то, что общество меняется изнутри.
Например, с 2012 года статистика правонарушений в среде молодежи в Выксе уменьшилось на 38%, у детей и подростков растет тяга к творчеству, и как результат – одно из лучших зданий в городе отдали под художественную школу, которая в этом году примет больше 500 учеников.
«Собственно, сейчас уже нельзя сказать, что фестиваль проводится раз в год», – считает председатель попечительского совета фонда “ОМК-Участие” Ирина Седых. – Межфестивальная программа идет в течение всего года. Например, проект “Арт-Двор”, в рамках которого жители Выксы предлагают проекты благоустройства своих дворов. Лучшие из них реализуются».
В этом году для «Акватории» был проведен конкурс «Плот мечты», и один из плотов построили по проекту победительницы конкурса жительницы Выксы Екатерины Кулевой. В апреле стартовал проект «Арт-Резиденция», благодаря которому с этого года в Выксе смогут жить и творить известные современные художники, а плоды их творчества войдут в золотой запас города, чтобы потом, года через два, как рассказала нам продюсер фестиваля Юлия Бычкова, потихоньку скрестив за спиной пальцы на удачу, выйти с этими работами на Венецианскую биеннале.
В «Арт-Резиденции» уже успел пожить три недели художник и скульптор Иван Горшков, представивший по итогам выставку Nocturnal Animals. Часть этих «зверюшек» сейчас украшает газон резиденции. Творческий дуэт Виктории Бегальской и Александра Вилкина в результате полутора месяцев напряженной работы разразился выставкой «Молчание его как молния». Мы посетили эту выставку в рамках экскурсии по городу, во время которой узнали, что в XIX веке в Выксе существовал второй по значимости (после Одессы) провинциальный оперный театр, а при помещиках Шепелевых здесь была еще и очень сильная художественная школа: талантливых художников посылали учиться в Италию, да и на родине всячески поощряли. Так что не на пустом месте фестиваль возник, неплохая историческая почва у него, оказывается.
Кстати, об истории. Музей истории АО «ВМЗ» «Усадебно-промышленный комплекс Баташевых–Шепелевых» – это, конечно, не Кносский дворец, но что-то от лабиринта в нем есть. Клубок из коридоров, переходов и пристроек, и в каждом можно найти что-нибудь интересное: литой камин XVIII века, собрание картин местных художников, коллекцию чугунной посуды или бетонный кулер как идол офисного планктона. В одном из проходных залов одновременно с фестивалем открылась выставка о значении воды в жизни людей и городов «Можно из-под крана?», объединившая исторические предметы — паровые машины, измерительные приборы и работы 15 современных художников, исследующих воду как ресурс жизненной энергии.
Этого ресурса мы хлебнули полной мерой, когда двигались в сторону Верхневыксунского пруда, чтобы принять участие в перфомансе «Встреча» и уже окончательно открыть седьмой фестиваль современного искусства «Арт-Овраг».
«Пора заканчивать с водными темами, а то, когда был “Ноев ковчег”, нас тоже залило», – говорит Юлия Бычкова, печально выглядывая из-под розового зонтика.
Впрочем, как только на горизонте показался первый плот, дождь чудесным образом прекратился, остались лишь абсолютно микеланджеловские облака, рельефные и фактурные, как на классических фресках эпохи Возрождения. На их фоне неторопливо скользящие по зеркальной поверхности огромного пруда арт-объекты казались порождениями фантазии Уильяма Тёрнера.
Во время пресс-конференции главный куратор фестиваля Антон Кочуркин обмолвился, что сначала планировали делать легкие пластиковые понтоны, но в конце концов построили настоящие, сертифицированные по госстандартам, суда, которые впоследствии передадут городу. На них будут катать жителей и гостей Выксы, на одном планируется открыть кафе. А есть еще и заявки от детской яхтенной школы.
«Это полный парадокс!» – кричал один из матросов причаливающего к берегу плота, остальные беспорядочно метались по арт-объекту. Видимо, искали выход из этого парадокса. Искали долго, зато, когда нашли, началось веселье и танцы.
«Дедушка!» – звала девочка лет шести, радостно подпрыгивая. Но дедушка не слышал – он отплясывал «Яблочко» с революционными солдатами и матросами.
Было жаль покидать этот праздник жизни, воды и искусства. Счастливого плавания, «Арт-Овраг». Мы еще вернемся.