МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Взлеты и падения Нижегородского аэроклуба

1 июля 2018 года Нижегородскому аэроклубу им. П. И. Баранова ДОСААФ России исполняется 85 лет. Грустно сознавать, что один из старейших аэроклубов страны может не дожить до своего юбилея.

Александр Тимин, мастер спорта СССР по высшему пилотажу, летчик-инструктор, серебряный призер Чемпионата России по высшему пилотажу, командир авиационного звена Нижегородского аэроклуба им. П. И. Баранова

Инициатором создания Нижегородского аэроклуба стал Петр Ионович Баранов – тогда начальник Военно-Воздушных Сил Красной Армии, часто посещавший Нижний Новгород. Его имя присвоено авиационному техникуму и аэроклубу. По готовности материальной базы аэроклуб был открыт 1 июля 1933 года, как самостоятельная штатная единица.

В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, аэроклуб готовил лётчиков для защиты Родины. Мы горды тем, что из 870 лётчиков, удостоенных в Великую Отечественную войну звания «Герой Советского Союза», 22 прошли начальную подготовку в Нижегородском аэроклубе. Их имена носят улицы нашего города и улицы других городов бывшего СССР.

После войны аэроклуб был преобразован в Горьковский авиаспортклуб ДОСААФ, который за годы своей работы воспитал более пяти тысяч летчиков и более 95 тысяч парашютистов. Среди них немало Заслуженных и Международных мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов мира.

Распад СССР привёл и к распаду хорошо отлаженной структуры авиации ДОСААФ. Отсутствие финансирования со стороны государства, оснащения новой авиационной и парашютной техникой привело к тому, что затихли аэродромы, а опытнейшие специалисты были выкинуты на улицу. Лично я – мастер спорта по высшему пилотажу, летчик-инструктор, работал автослесарем, дворником, водителем, сторожем.

Наконец, в ноябре 2000 года Нижегородский авиационно-спортивный клуб возглавил полный кавалер орденов мужества майор Владимир Николаевич Паков, которому в июне 2003 года досрочно присвоено воинское звание полковник (сейчас он возглавляет областной военный комиссариат). Благодаря его усилиям и созданной им команде аэроклуб вновь обрёл жизнь, была отремонтирована часть самолётов, приобретена парашютная техника.

Однако нынешнее положение аэроклуба очень печально. Из всего парка авиатехники остался  один летающий ЯК-52, и тот простаивает. Дело в том, что приказом директора департамента авиации ДОСААФ Ретунского В. А. в конце прошлого года была приостановлена лётная деятельность аэроклуба, якобы из-за нарушений. Все нарушения были устранены, бумаги давно отправлены в Москву, но результата никакого. Вообще, создаётся впечатление, что г-н Ретунский откровенно саботирует работу аэроклуба, имея непонятную мне личную неприязнь к нынешнему начальнику аэроклуба. Он так и заявляет: «смените начальника, разрешу летать». Однако наш коллектив начальник устраивает. Это человек преданный делу, грамотный руководитель, хороший менеджер и хозяйственник.

Фото: Нижегородский аэроклуб

Между тем, простой самолёта бьёт не только по аэроклубу. Мы давно плодотворно сотрудничаем с несколькими фирмами, которые в рамках оборонзаказа изготавливают радиолокационные изделия. Наш самолёт облётывает эти изделия (испытывает). И вот сейчас у этих фирм горят все сроки сдачи продукции. Директора письменно обращались к председателю центрального совета ДОСААФ, но г-ну Ретунскому никто не указ.

Несколько слов об авиационной технике, стоящей по причине выработки ресурса. Эту технику можно капитально ремонтировать на заводе, но это стоит неприподъёмных для аэроклуба денег. К примеру, АН-2, с которого осуществляются прыжки с парашютом, встал в конце прошлого года. Нужно 3,5 миллиона рублей на его капитальный ремонт. Выходит так, что в летний сезон этого года многие люди лишатся радости первого прыжка, скорости, свободного падения. Эта безрадостная картина как-то не вяжется с призывами правительства о повышении военно-патриотического воспитания молодёжи, подготовки их к защите Родины, развитии военно-технических видов спорта.

Воспитанники Истоминского кадетского корпуса ежегодно совершали свои первые прыжки на базе нашего аэроклуба, проверяя себя на крепость духом, готовность служить Родине. Выходит, и этим пацанам не придётся прыгать. Коллектив Аэроклуба неоднократно обращался в правительство города и области, лично к губернатору, полномочному представителю Президента РФ в ПФО (который, кстати, лично курирует кадетский корпус) с просьбой о материальной помощи на ремонт авиапарка и покупку парашютов. Ведь парашют не самолёт, по окончании ресурса его списывают, и надо покупать новый. Но, в лучшем случае, мы получали отписки об отсутствии средств.

А ведь в 2012 году Президент России Владимир Путин сказал: «Хотел бы отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России. Федеральные, региональные, муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку этой организации в реализации возложенных на неё задач». Я знаю много аэроклубов из других регионов, которым местные власти каждый год понемножку, но выделяют средств на поддержание материальной базы. Там понимают, что от состояния материальной базы, материального благополучия (пусть и небольшого) коллектива напрямую зависит безопасность полётов и прыжков, те есть жизни людей.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах