Прежде всего нужно создать как можно больше детских стадионов и тренерских мест, чтобы всех этих детей можно было принять в хороших условиях и научить такой великой игре, как футбол. То количество стадионов, которое сегодня есть в Нижнем Новгороде, конечно, ничтожно мало для занятий спортом номер один в таком большом городе.
Нужно в ближайшие годы создать в каждом районе два-три стадиона – именно детских – с полноразмерными футбольными полями, со ставками для тренеров. Конечно, нужна программа по обучению этих тренеров, потому что если обучение проводят люди, которые безгранично любят футбол, но не понимают, что именно нужно делать с детьми, – то они не лечат, а калечат. Такого допускать нельзя. Нужны хорошие специалисты, с хорошей заработной платой и постоянным контролем их работы со стороны специальных органов. Необходимо раз в полгода проводить тестирование, чтобы видеть, прогрессируют или деградируют мальчишки, понимать, какие тренеры к нам пришли.
Это вопрос номер один, и этим вопросом у нас никто не занимается. Есть две-три школы, да и то там с большим натягом все происходит. Специалисты – молодые ребята, которые хотят стать тренерами, но нужно запускать обучающую программу. Каждый раз вызывать специалистов из Москвы и Подмосковья слишком накладно.
Решение может быть найдено на любом уровне, лишь бы люди любили футбол и относились к нему с пониманием. А пример номер один – это, конечно, Краснодар, где Сергей Галицкий создал 28 школ, все лучшие молодые спортсмены собираются под эгидой его академии. И футболисты того поколения, которых он начинал растить одновременно с «Нижним Новгородом» 10–12 лет назад, уже выступают в премьер-лиге. Это пример терпения и того, как нужно осуществлять эту программу развития футбола.
Он делает это практически один. А что стоило бы осилить эту работу для Краснодарского края? Ничего. Что стоило бы Нижегородской области осуществить такую же программу? Ничего.
Огромные деньги списываются на борьбу с наркоманией, преступностью. А откуда берутся эти наркоманы и преступники? С улицы. Они появляются там, где нет футбольных стадионов, нет спортивных школ. Это международный опыт – наркомания и алкоголизм вокруг стадионов на 50 процентов ниже, чем там, где этих стадионов нет. Статистика – упрямая вещь, и эти данные легко проверить и понять, что лучше заняться развитием футбола, чем вытаскивать наркоманов из притонов и лечить. Главное – профилактика, это касается и медицины, и спорта, и социальной жизни.
Нужно вернуться к той системе образования, которая у нас была, – самой лучшей системе для набора, отбора и финансирования всех специализированных классов, школ, специнтернатов.
Был «Нижний Новгород», плохо ли, хорошо ли, а школа ездила на соревнования, была обута и одета, было все необходимое. Сейчас есть школа, которая существует по принципу «сколько дали, на столько проживем». Сегодня ребятам, которые оканчивают школу, некуда стремиться, сегодня явно не хватает (возможно, их вообще нет) спецклассов по футболу. Нужны специализированные классы, нужны соревнования между школами, нужна система отборов. Это советская система подготовки, ее придумывать не надо, она есть. Она у всех еще жива в памяти. И многие тренеры, которые сегодня тренируют, – они выходцы из этих советских школ.
2018 год не за горами, а что мы можем сегодня показать? Как мы развиваем футбол в Нижнем Новгороде, вообще в России? Это позор, это стыдобища. С такими ресурсами – и мы не можем создать спортивные школы, не можем набрать хороших футболистов в сборную.
Мы ругаем наших футболистов, но сегодня привезти иностранца в пять-десять раз дешевле, чем заполучить (не вырастить, а заполучить) хорошего российского футболиста. И футболист с российским паспортом, подписывая контракт, считает, что его должны уговаривать, как какое-то неземное существо. Иностранцев уговаривать не надо, они на наши денежки с удовольствием бегут, играют, бьются, отдаются игре (бывает по-разному, но в основном это так).
Мы свой футбол довели до того, что постоянно приходится на что-то оглядываться, что-то просить. Это неправильно.
Необходимо волевое решение, нужно, чтобы кто-то этим делом занялся, полюбил его и начал финансировать. Можно из частных средств, можно из государственных, можно создать государственно-частное партнерство. Нужно только захотеть.