Для начала стоит посмотреть на подрастающее поколение. В настоящее время лыжные гонки как элемент физического воспитания в школьной программе есть далеко не в каждой школе. А там, где уроки физкультуры проходят на лыжах, выглядят они если не комично, то точно пустяково. Мы с коллегами не раз наблюдали, как в одной из весьма престижных школ ученики во время занятий по физкультуре ходят на лыжах по ровной площадке вокруг хоккейной коробки. Откуда тут взяться даже минимальному понятию о лыжной подготовке?
Конечно, такая ситуация не во всех школах. И учебные заведения, которые приближены к лесным массивам (Щелоковский хутор, Дубравная, Сортировка) имеют возможность проводить полноценные занятия, готовить спортсменов к спартакиаде среди учащихся школ. Открывать среди молодежи таланты и направлять их в СДЮСШОРы и профильные секции. Но это частные случаи. А вот сама система утрачена.
Хотя для молодежи, да и для старшего поколения, работают секции, которыми руководят профессиональные тренеры. И если есть желание, то ребята школьного возраста могут бесплатно тренироваться. Но многие об этом даже не знают.
Следующая проблема, в которую упирается развитие лыжных гонок и биатлона в Нижнем Новгороде, – отсутствие инфраструктуры. Лучше всего готов к приему желающих заниматься лыжным спортом Щелоковский хутор, к которому недавно добавился ФОК. Здесь можно переодеться, взять лыжи напрокат, трасса имеет освещенный участок, на котором можно кататься даже поздним вечером. Увы, это все, чем может похвастаться Нижний Новгород. В Сормове и на Сортировке – просто лесной массив с утрамбованной лыжней.
О лыжероллерной трассе остается только мечтать.
А что же в других городах нашей области? В Дзержинске есть лыжная база «Гагарино», которая фактически содержится на личные средства Александра Парамонова, в Арзамасе есть лыжная база «Улитка», спонсором которой является АПЗ и лично генеральный директор завода, депутат ОЗС Олег Лавричев. Города меньше столицы региона, но от этого инфраструктура в них не хуже. Хотя в обоих случаях все держится на подвижниках, которые тратят время, силы и деньги на поддержку физкультуры и спорта.
И наконец Саров. В этом городе подготовка лыжников поставлена на поток. Круглогодично работает лыжная база на основе детского оздоровительного лагеря. Ребята могут сюда заезжать, регулярно тренироваться, правильно питаться, жить и учиться, не отвлекаясь на то, что сегодня предлагает улица.
Отсюда и результаты: Петр Седов – пятикратный чемпион мира среди юниоров по лыжным гонкам, член сборной команды России на Олимпийских играх в Ванкувере, а теперь и победитель этапа Кубка мира; Артем Мальцев – обладатель золотой медали Всемирных военных игр, только что прошедших в Сочи; Анастасия Седова финишировала в первой десятке на чемпионате мира и другие.
В Сарове полностью освещенная лыжная трасса, а не один подъем, как в Нижнем Новгороде. Там же проложена лыжероллерная дорога для подготовки спортсменов в летне-осенний период.
Но Саров – это четыре часа пути без пробок, закрытый город, куда для въезда необходимо оформлять специальное разрешение. Так что это недоступный вид подготовки для спортсменов, проживающих в Нижнем Новгороде.
Взглянув на опыт таких городов, как Сыктывкар, Киров, Демино, можно сказать, что в Нижнем Новгороде для развития лыжного спорта не делается почти ничего. Нужны лыжные стадионы, совмещенные с биатлонным комплексом, лыжероллерные трассы, освещение. Да, это платно. Но входная цена минимальна и доступна широким слоям населения. Сегодня инфраструктура куда более дорогих видов спорта, таких как горные лыжи и сноуборд, в Нижнем Новгороде представлена гораздо шире и качественнее, чем лыжные гонки.
Совсем недавно мир изумлялся лыжнику из Венесуэлы, который из-за отсутствия реального снега и инфраструктуры для подготовки в его стране с трудом преодолел половину дистанции. Смешно и забавно. Но уже сегодня мы видим подростков, которые не знают, как правильно надеть темляк лыжной палки на руку и как переставлять ноги, передвигаясь свободным стилем. Не венесуэльских подростков, а российских, нижегородских.