Заводилой выступила директор департамента культуры администрации города Наталья Суханова. На минувшей неделе она представила неравнодушным зрителям линейку съедобных и несъедобных сувениров. Дизайнерские студии рассказали о своем видении, о новых трендах. Экскурсоводы – о том, что хотят туристы. Представители фабрик «Хохломская роспись» и «Ариель» – о своих наработках. И в целом получилась довольно интересная картинка.
– Сегодня объединились люди, которые любят наш город, – рассказала Наталья Суханова. – Нам предстоят весьма значимые мероприятия. Сувенирная продукция играет не последнюю роль в вопросах приема гостей. Она должна запоминаться и нести смысловую нагрузку. И представители фабрик, которые здесь присутствуют, это уже делают. Хохлому знают во всем мире. Наши уникальные промыслы являются брендом России. Мы пригласили не только экспертов, но и всех, кто активно откликнулся на наш призыв к диалогу в социальных сетях. К Новому году была сделана линейка продукции, посвященной Максиму Горькому: варенье и шоколад «Горьковский». Приятно, что люди стали обсуждать, предлагать свои варианты варенья, травяные чаи, настойки и т. д.
Нам предстоит много событий, – добавила она. – И времени для дискуссий совсем мало. Департамент культуры готов приступить к разработке некоего брендбука сувениров, который мы готовы передавать активным предпринимателям в том числе. Но сегодня мы с вашей помощью пытаемся понять, что такое нижегородский сувенир, какие он должен вызывать ассоциации.
Присутствующим предложили почувствовать себя туристами и беспристрастно оценить травяные чаи, варенье, шоколад, пирожки, сыры, хлеб – нижегородские съедобные сувениры. Ведь в Муроме, например, продвигают свой калач, а в Суздале – варенье из огурцов и медовуху. Какой же вкус у Нижнего Новгорода?
Вишня с коньяком, малина с мятой, тыква с имбирем и апельсином – все это призвано стать вкусовыми символами достопримечательностей нашего города. По замыслу создателей варенья, в качестве сувениров можно предлагать наборы «Открой Нижний Новгород» из миниатюрных баночек, в которых Пороховую башню, например, символизировало бы варенье из ананаса с перцем чили.
– Очень частый вопрос туристов именно о съедобных сувенирах, – рассказал член правления Нижегородской гильдии экскурсоводов Антон Сорокин. – Приходится отвечать: «Пряник». – «Так он городецкий!» И все. У меня порой возникает огромное желание умолить владыку Георгия, чтобы открыли книгу рецептов Печерского монастыря и начали выпускать по ним пастилу, которой когда-то обитель славилась.
Что же знают туристы, приезжающие в наш город? – спрашивает Антон и сам отвечает: – Кремль, Чкаловскую лестницу и памятник М. Горькому работы Веры Мухиной. Погуляв по городу, спрашивают: где купить фигурку памятника М. Горькому, сборные модели военной техники, экраноплана или судна на подводных крыльях, выпускавшихся в нашем городе, или башен кремля, макет кремля, или Печерского монастыря? Что можно увезти с собой в память о Строгановской церкви? Открытку разве что. В тренде также экологичные сувениры из дерева, соломки или бересты. Причем эксклюзивные изделия найти можно, а вот недорогого, но качественного ширпотреба мало.
Свою концепцию сувениров, связанных с именем Максима Горького, представила директор музея писателя Лариса Моторина. Закладки для книг, открытки, платки или салфетки с вышитым вензелем Екатерины Пешковой, подставки под чайную чашку и сам травяной чай «Горьковский» прекрасно подходят туристам.
– А если еще предлагать хохломские кольца для салфеток, сувенир станет гораздо более интересным, – предложила главный художник ЗАО «Хохломская роспись» Елена Галкина.
– По росписи мне бы еще хотелось сказать, – добавила Лариса Юрьевна. – Более ста предметов было подготовлено фабрикой хохломской росписи. Они были отправлены писателю в Италию. К сожалению, из них практически ничего не сохранилось. Есть только у нас в фондах маленькая шкатулка Екатерины Павловны. Это может быть предметом для фабрики: небольшой вензель, роспись, – и такая шкатулка займет место на любом туалетном столике.
Дизайн-студия «Локо» предложила оригинальную концепцию: продавать записи звуков разных городов:
– Ты покупаешь небольшую коробочку, выходишь на шумную улицу, записываешь. И можешь коллекционировать звуки из путешествий. Технически это несложно. Нигде больше такого мы не видели.
Кроме того, присутствовавшим рассказали о новых идеях в сувенирной индустрии. Например, выпуск карты города на специальной ткани (в России такая не выпускается) или объемных открыток.
Предметом обсуждения стало и то, должна ли меняться традиционная продукция народных художественных промыслов.
– Мы живем и дышим хохломой, – рассказала главный художник ЗАО «Хохломская роспись» Елена Галкина – Она неотъемлемая часть нашего города. Конечно, нужно привносить новое в традиционный промысел, но это должно быть грамотно, правильно и вкусно. Сегодня мы переносим свои узоры на платки, сумочки, бижутерию, елочные игрушки. Все это прекрасные аксессуары и сувениры. У нас еще много интересных идей.
Заместитель директора фабрики елочных игрушек «Ариель» Елена Терсинских считает, что предприятия народных художественных промыслов, так же как и любые другие, должны шагать в ногу со временем, иначе их продукция станет неактуальной:
– Если мы будем строго придерживаться тех цветов, форм, дизайна, которые существовали лет пятьдесят назад, мы не будем востребованы.
В конце встречи были проанализированы итоги анкетирования. Оказалось, что все присутствовавшие приобретают в других городах съедобные сувениры. С Нижним Новгородом у большинства ассоциируется варенье малина с мятой. Были предложены и другие варианты варенья: из еловых шишек, из крыжовника и ореха. В числе символов города названы кремль, Стрелка, Ярмарка, олень, Откос, «Метеор», памятник М. Горькому и река Волга.
Работа только началась, но уже хорошо, что начало положено. Есть надежда, что такое объединение экспертов и инициативных нижегородцев приведет к разнообразию сувенирной продукции в нашем любимом городе к юбилейным датам и памятным событиям.