МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

ФАС России не поддержала нижегородского губернатора

Нижегородское управление ФАС несколько лет ведет мониторинг розничных цен на отдельные лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых (ЖНВЛП). Понятно, насколько чувствительна эта тема в условиях эпидемии гриппа, ОРВИ, когда к врачу не пробиться, да и нужных специалистов не хватает.

Фото: Олег Зайцев

В аптеках – умеренный рост

Сотрудники антимонопольного ведомства отслеживают ценники в крупнейших аптечных сетях Нижнего Новгорода – ГП НО «НОФ», «Максавит» и «Ладушка» на препараты ингавирин, кагоцел, капотен, милдронат, арбидол, амброксол, кетанов, ибупрофен и т. д.

«Резких движений», по словам руководителя УФАС Михаила Теодоровича, в этом сезоне (и шире – с июля по декабрь) на фармацевтических витринах не наблюдалось. Повышение на противовирусные препараты составило порядка 5–10% во многом благодаря предупреждающим маневрам как на федеральном, так и региональном уровне.

«Мы знаем, как справляться с ситуацией “резкого скачка”, – говорит Теодорович, – ответные действия последуют незамедлительно, как это было пару лет назад совместно с областным минздравом, они тоже оперативно сработали».

Как следует из данных мониторинга, по шести из десяти лекарственных препаратов максимальные розничные цены фиксировались в ГП НО «Нижегородская областная фармация» (НОФ), отмечает начальник отдела контроля экономической концентрации Нижегородского УФАС России Елена Рейнбах.

Миллиардный кусок НОФ

Гораздо большую озабоченность у антимонопольного ведомства вызывает сложившаяся в Нижегородской области монопольная система закупки и поставки лекарственных препаратов и медизделий для бюджетной сферы здравоохранения.

Фактически уже десять лет функции обеспечения подведомственных учреждений минздрава за счет всех источников финансирования отданы ГП «НОФ». Госпредприятие контролирует огромный, в несколько миллиардов, кусок фармрынка, закупая зачастую одним лотом и услуги, и таблетки. Причем если у монополиста есть возможность приобретать «на опте» дешевле, то информации, по каким ценам эти лекарства поставляются в бюджетные медучреждения, нет. Но работает схема безотказно. Лекарства оплачивает снова бюджет (фонды) и гарантированно. Эту схему нижегородские чиновники отстаивают очень твердо, заявляя, что она удобна и для руководителей медучреждений, эффективна, гарантирует безопасность, наличие нужного ассортимента и минимальные остатки на складах. Главрачи могут сами закупать лекарства на рынке, но с НОФ им легче и проще, а снижать стоимость медпрепаратов они не заинтересованы.

Сначала эксклюзивные полномочия НОФ базировались на постановлении правительства области. 28 января 2016 года региональные власти закрепили «статус единственного поставщика» в соответствующем законе, мощно пролоббировав его в прежнем составе Заксобрания.

В действиях правительства области УФАС выявило нарушения антимонопольного законодательства. Законность и обоснованность решения антимонопольщиков подтверждались в судах первой и кассационной инстанциях. Заксобранию предписано принять меры по отмене акта, который наделил НОФ исключительными полномочиями (срок – февраль 2017 года). Но система продолжает функционировать.

Вопрос распределения прибыли НОФ крайне занимателен, в публичное пространство попали только несколько крупных трат и закупок госпредприятия. В частности, расходы – сотни миллионов рублей – на поддержку спорта, рекламу, дорогую электронную систему, приобретение представительских иномарок. Недавно на уровне области было принято решение, что половину прибыли за год ГП должно будет отдавать в бюджет области.

И суд – не указ?

Комиссия УФАС не единожды выписывала областному минздраву предупреждения о нарушении закона о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика и о недопустимости объединения в один лот разных объектов. В конце прошлого года антимонопольщики предписали аннулировать две крупные закупки. Но чиновники от медицины обжаловали представление, более того, несмотря на принятые судом обеспечительные меры, региональный минздрав исполнил контракт на сумму свыше 112 млн рублей, сообщили в отделе контроля госзакупок Нижегородского УФАС.

Предварительное заседание в Арбитражном суде Нижегородской области по рассмотрению иска территориального антимонопольного органа, оспаривающего закупку на оказание социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами льготников, прошло 23 января 2017 года.

УФАС оспаривает проведенную 11.11.2016 закупку по обеспечению лекарственными препаратами льготников региона на получение госпомощи в виде набора социальных услуг на сумму свыше 112 млн рублей. Во-вторых, признание недействительным контракта от 22.11.2016 на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с Законом о социальной помощи в 2016 году, заключенного между региональным министерством здравоохранения и ООО «Поволжье-Фарм»(по жалобе ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЭК»).

По результатам рассмотрения жалобы были установлены нарушения части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, статьи 42 Закона о контрактной системе. Но, несмотря на выданное уполномоченному органу и заказчику предписание об аннулировании закупки, контракт на 112 млн рублей все же был заключен. Хотя судом были приняты обеспечительные меры в виде запрета исполнения обязательств сторонами по данному контракту. И со слов представителей министерства здравоохранения и ООО «Поволжье-Фарм» контракт исполнен, в объяснении было сказано, что это произошло до судебного запрета.

Следующее судебное заседание назначено на 15 февраля. Отметим, что за нарушение судебного предписания установлена очень серьезная уголовно-административная ответственность (до двух лет заключения). За невыполнение предписания УФАС – административные, штрафные санкции.

Еще одна декабрьская закупка нижегородского минздрава почти на 600 млн рублей – услуги по доставке лекарств льготникам – в ходе внеплановой проверки также должна быть отменена. И снова областной минздрав оспорил решение, и сейчас ситуация находится в стадии судебного разбирательства. Приняты обеспечительные меры по просьбам той и другой стороны. Но контракт с победителем – компанией «Поволжье-Фарм» – был заключен, история может повториться. Представители минздрава отказались сообщить, были ли перечислены поставщику авансовые средства.

Москва в курсе

«Информация по всем судебным решениям доведена до губернатора Нижегородской области, – говорит руководитель управления ФАС по Нижегородской области Михаил Теодорович. – Имеется целых три письма, направленных в адрес губернатора из ФАС РФ, где позиция ведомства четко изложена».

В распоряжении «МК в НН» есть эти письма ФАС РФ в ответ на обращения губернатора Нижегородской области в Правительство РФ, где он настаивает, что сложившаяся в регионе система единственного поставщика лекарственными препаратами и медизделиями для бюджетной сферы совершенно законна. Также глава региона предлагал распространить такую лекарственную схему в масштабах всей страны.

ФАС РФ подтвердила правомерность действий своего нижегородского управления. Позицию правительства региона федеральное ведомство не поддержало. ФАС России подробно объяснила губернатору региона, почему сложившаяся в регионе система с единой фармацевтической компанией по закупкам, поставкам, хранению и отпуску лекарств противоречит федеральному тренду и почему в одном флаконе нельзя объединять таблетки, услуги и склады.

Под «маской» поставщика

Поставка лекарственных препаратов и услуги по хранению и отпуску являются разными видами деятельности, говорится в письмах ФАС России. Нужны разные лицензии, к участникам торгов – оптовикам и аптечным организациям – предъявляются разные требования:

«Закупка лекарств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и услуги по хранению и отпуску лекарств льготникам имеют разный функционал и характеристики и должны закупаться отдельно друг от друга. Более того, обеспечение населения лекарствами, продуктами лечебного питания является полномочиями органов власти и должно исполняться самостоятельно, без передачи этих обязанностей хозяйствующему субъекту – победителю торгов».

Также ведомство отмечает, что в контракте не рекомендуется смешивать разные международные непатентованные именования.

В Нижегородской области, напротив, единый поставщик – ГП «НОФ» – формирует сводную потребность медицинских организаций на лекарства и медизделия, осуществляет закупки, хранит и поставляет, а также заключает контракты по обеспечению перечня жизненно важных препаратов. «Рынки лекарственных препаратов и медизделий являются достаточно конкурентными, – указывает ФАС РФ, – а определение областным законом единственного поставщика ГП “Нижегородская областная фармация” при отсутствии какой-либо исключительности закрепляет антиконкурентную практику закупок. Действия правительства Нижегородской области признаны не соответствующими антимонопольному законодательству, в силу вступили ряд решений арбитражных судов. Мнение губернатора о “законности сложившейся системы обеспечения лекарствами” не соответствует действительности».

Не обеспечивает бюджетный эффект

«ГУП и МУПы, которые сегодня осуществляют госзакупки (фармацевтика, медизделия и сопутствующие товары), зачастую имеют преимущества за счет бюджетной системы (НОФ была образована со 100%-ным вкладом области. – Ред.), что приводит к неравенству на рынке по отношению к другим хозяйствующим субъектам, не имеющим доли госучастия. По данным Минэкономразвития РФ, госучастники имеют возможность делать закупки по более гибкой системе. При этом отдельные участники с помощью различных наименований способов закупок “маскируют” закупку у единственного поставщика, что негативно отражается на прозрачности и добросовестности торгов. Существующая система не обеспечивает конкуренцию и влечет неэффективное расходование бюджетных средств», – делает вывод ФАС РФ.

Более того, с июля 2016 года начал действовать федеральный закон № 321 по закупкам для государственных и муниципальных нужд, который призван вернуть ГУПы и МУПы в контрактную систему – ФЗ 44 и соответственно вернуть в конкурентную сферу 3,1 трлн рублей в целом по федерации.

Но в Нижегородской области власти не хотят отдавать «миллиардный кусок», и благодаря областному законодательству эффект «понижения цены» не срабатывает.

ФАС России сообщила в Правительство РФ и в Минздрав РФ, что не поддерживает предложение губернатора Нижегородской области принять аналогичные распоряжения на уровне Правительства РФ. «Проект не соответствует положениями закона о контрактной системе», кроме того Правительство РФ не может устанавливать порядок формирования лотов и объединять различные товары и услуги в один лот, – сказано в отзывах за подписью замруководителя А. Кашеварова и статс-секретаря А. Цариковского.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах