МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Что происходит ночью в нижегородской подземке?

Город уснул. На заметенных снегом улицах морозно и пусто. Спускаемся в метро – сегодня ночью здесь проходит выездное совещание. Первый заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов, члены профильной комиссии городской Думы, директор метрополитена Олег Яушев  спустились в подземку, чтобы осмотреть как идут работы по ремонту тоннеля и замене рельсов. 

Олег Яушев. Фото: Евгений Алексеев

Впрочем, прежде чем отправиться туда, где не ступала нога пассажира, мы знакомимся с тем, как устроена система безопасности. На станции метро «Заречная» нам показывают комплекс, с помощью которого проверяют багаж и пассажиров. Проверкой багажа нынче никого не удивишь – такое оборудование стоит и на вокзалах, и в аэропорту. А вот установка для личного досмотра – иное дело. Увидеть на экране скелет со всеми посторонними предметами, имеющимися в карманах, очень интересно.

Есть здесь и таинственный чемоданчик. Если на станции обнаруживается подозрительный багаж, то его ставят рядом, и «глашилка» блокирует радиосигнал. Запустить взрывное устройство дистанционно не получится.

Но вот с контактного рельса снято высокое напряжение, и мы отправляемся в путь по тоннелям. Ощущение непередаваемое. Одно дело – ехать в вагоне метро, когда за окном мелькает только темнота, другое – видеть все близко и ясно.

Между станциями «Пролетарская» и «Автозаводская» ведется капитальный ремонт свода с усилением несущей способности обделки. Граница старого и нового обнаруживается легко: на неотремонтированной части протечки видны издали.  

- Работа ведется планово, - поясняет генеральный директор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев. – Метрополитен - это такой объект, который 24 часа в сутки находится в эксплуатации. Четыре часа – с часу до пяти – пока подземка не занимается перевозкой населения, ведутся плановые ремонтные работы.

Метрополитен строился в 1985 году. Была применена технология, которую больше никогда не использовали при строительстве метро (где-то в подземных переходах – возможно) – это укладка пресс-бетона. Практика показала, что он не выдерживает нагрузок и подвержен протечкам. Поэтому 8 лет назад было принято решение о проведении капитального ремонта сводов там, где у нас эта технология использована. Это порядка 1300 метров в районе станции Автозаводская в сторону Пролетарской. 1100 метров сделали, 200 еще осталось. Вы работы видели. Там практически создан новый тоннель.

Порядка 1300 метров сделано, еще 200 метров предстоит отремонтировать. Это около 50 млн рублей.

- Чем опасны протечки?

- Это и разрушение свода, и коррозия рельсов. Химические процессы идут постоянно. На самом деле все метрополитены протечками славятся. Мы же под землей. Нижегородский метрополитен не самый плохой, хотя ситуация серьезная – над нами водонасыщенные слои залегают. Но проектными решениями это учтено, вода отводится, водоотливные установки есть везде. При накоплении идет откачка.  

В тоннеле между станциями «Заречная» и «Двигатель Революции» видим группу рабочих, меняющих рельсы.

- В нормах по эксплуатации рельсов есть понятие пропущенного тоннажа. Когда определенная нагрузка проходит, их нужно менять. К тому же коррозия присутствует, - рассказывает Олег Яушев. - Наши путейцы еженощно все проверяют. Если рельсы требуют замены в следствие износа, мы это делаем.

Сначала новые рельсы подвозят на участок, подлежащий замене, затем демонтируют старую плеть и укладывают новую. За ночь можно поменять одну или две плети, длина которых составляет 25 метров. Учитывая, что ночное время служит для выполнения множества других регламентных работ, в год можно обновить не более двух километров рельсового полотна. С 2012 года в плановом режиме обновлено около 10 км путей.

- Когда строилась «Горьковская» говорилось о том, что есть дефицит рельсов в стране. Сейчас как этот вопрос решается?

- Надо понимать, что рельс для метрополитена особенный. Он отличается от железнодорожного, но не размерами, а химическим составом. И определенными особенностями процесса производства. Два предприятия в стране их выпускают. Но метрополитен – не железная дорога, объемы меньше. Поэтому обычно Новокузнецкий комбинат примерно две недели в году меняет настройки стана и делает рельсы для подземки. Мы успели в прошлом году дать заявку и 9 января текущего года получили 2,3 км рельсов. На это было затрачено около 10 млн рублей, выделенных из городского бюджета. В первую очередь перекладываются участки в районе проспекта Ленина, находящиеся рядом с жилыми домами.

- Своевременное обновление не только гарантирует безопасность движения поездов, но и положительно сказывается на комфорте нижегородцев, продолжает директор метрополитена. - Позитивные перемены в ближайшее время ощутят на себе не только пассажиры, но и жители домов, расположенных в непосредственной близости от тоннеля. Старые рельсы прослужили более 30 лет. С годами, под воздействием динамических нагрузок, на них образуются дефекты, из-за чего повышается уровень шума и вибрации при прохождении поездов. По новым рельсам поезда будут ходить гораздо тише.

- В 2015 году нижегородскому метрополитену исполнилось 30 лет, - подвел итог Сергей Миронов. - Вполне закономерно, что пришло время обновлять коммуникации и капитально ремонтировать инженерные сооружения. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, эти важнейшие работы проводятся в установленные регламентами сроки. Обновления требует также и подвижной состав подземки. 20 вагонов были капитально отремонтированы в прошлом году. На минувшей неделе была встреча с губернатором и правительством Нижегородской области. Решен вопрос о приобретении 23 новых вагонов и капитально-восстановительном ремонте 34 вагонов. Объем средств – более 1 млрд рублей из областного и муниципального бюджетов. Это позволит нам обеспечить метро необходимым количеством подвижного состава для открытия станции «Стрелка» и дальнейшей эксплуатации.

Мы выходим на поверхность. Город все еще отдыхает. А метро не спит.

Подпишитесь на наш канал в Telegram: самые интересные новости Нижнего Новгорода

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах