Окунались и православные верующие, и убежденные атеисты, и даже представители других конфессий. Не только потому, что праздник, но и потому, что традиция, которая свята для всех в равной степени.
Львиная доля пришлась на областной центр – к купелям выстроилась очередь из 11 тысяч человек. Прорубь на Гребном канале, как и в прошлом году, стала самой популярной среди нижегородцев. В ней искупались 3200 человек. Помимо этого, нижегородцы могли совершить религиозный обряд в семи купелях: на Гребном канале в Нижегородском районе, на втором озере Щелоковского хутора в Приокском районе, Мещерском и Сортировочном озерах Канавинского района, Силикатном озере в Ленинском районе, на озере центрального парка культуры и отдыха Автозаводского района и на озере у стадиона «Труд» в Сормовском районе.
Подготовка к организации праздника началась заблаговременно. Аномально холодная погода, которая установилась в регионе в первой декаде января, плотно сковала лед на водоемах. Иордани и купели оборудовали специалисты ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Перед праздником были проведены замеры толщины и плотности льда, взяты микробиологические пробы воды. Водолазы обследовали дно и удалили в местах организации купелей весь мусор со дна.
В сочельник перед Крещением в Спасском Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Царские часы, Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды.
– В этот святой день мы совершаем сугубую молитву на освящение воды, получая великую агиасму (вода, освящённая по чину великого освящения в день праздника Богоявления (19 января), а также накануне в Крещенский сочельник. – Ред.). Мы призываем сугубую благодать Божию на эту воду. Принимайте эту святыню с молитвой, благоговением и трепетом, чтобы благодать Божия и вас освятила, сохранила и укрепила, – сказал митрополит, обращаясь к прихожанам.
Уже на следующий день торжества перенеслись в кафедральный собор Александра Невского, где правящий архиерей также совершил обряд великого освящения воды.
– Богоявлением этот праздник называется потому, что при Крещении Спасителя единый всемогущий Бог, творец неба и земли, впервые явил себя людям в трех лицах: бог отец голосом своим, бог сын крещением в Иордане, а дух святой – схождением в виде голубя. Всему человечеству впервые открылась полнота божества. Именно в день Крещения, после того как Христос войдет в Иордан, освятит своим божеством его воды и явит себя людям как истинного воплотившегося бога, начнется его путь к вольным страданиям и крестной смерти за грехи человеческие. И хотя смысл Его слов о грядущих страданиях апостолам непонятен, Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей отца, свободно идет исполнить то, что предвечный совет предначертал, – напомнил он.
Впрочем, пришедшие в ночь к иордани старались смыть грехи.
– Много накопилось? – поинтересовался я у девушки по имени Юля.
– Есть. Для меня вроде немного, но есть.
– Ну и как, смыли?
– Я надеюсь, – сказала она, накинула полотенце на плечи и, покачивая бедрами побежала в палатку переодеваться.
– Хороша, – заметил за ее спиной водолаз-спасатель.
– Я б с такою тоже погрешил, – сказал мужчина, стоящий в очереди, и начал медленно спускаться в воду. Тоже ведь грехи надо смыть.
– Вы же перед самым началом нагрешили.
– В чем?
– Ну как же, не возжелай жены ближнего своего и так далее.
– Так разные вещи, одно дело хотеть, второе – делать. Нет в хотении греха, и вообще холодно. Вы кто вообще?
Мужчина тоже потрусил переодеваться, не дождавшись ответа.
Полиция, дежурившая на берегу Гребного канала, тактично отсекала подвыпивших граждан от купели и закрывала глаза на тех, кто в прибрежных кустах согревался явно не чаем.
– Вы бы хоть бутылку спрятали и пошли оделись, – увещевал компанию из трех человек в полотенцах сержант.
– Сейчас, командир, причастимся по маленькой – и разбежались.
В обычный день, пожалуй, компанию «приняли» бы без политесов, но тут другое дело – тут праздник, который, как я писал выше, объединяет. В том числе народ и полицию. Проводниками в такой связи выступили спасатели, которые развернули на Гребном канале отапливаемые палатки и всех желающих согревали горячим чаем. Он пользовался большой популярностью, конкуренцию ему могли составить только крепкие напитки, но стражи дорог на выезде останавливали каждую машину с поздравлением и просьбой подышать сначала в лицо, а при подозрении – в прибор.
– Не грешно? – спросил я у инспектора.
– Грешно за рулем пьяными ездить, – ответил он и в очередной раз взмахнул жезлом.
– С праздником, лейтенант такой-то, как самочувствие? – скороговоркой выговорил он. – Хорошо. Счастливого пути, еще раз с праздником.
– А вы сами не купались? – спросил я.
– Какое купание? Тут вон чего творится, – ответил он и вновь взмахнул жезлом.
Конвейер. По дорогам сновали туда-сюда эвакуаторы, явно не совсем православные. Впрочем, на берегу царила атмосфера взаимных уступок между водителями.
– Машинку не уберете? – спрашивал по телефону один из водителей. – А-а-а-а! Только на купание пошли? Я подожду, ничего страшного.
– Как это ничего страшного? Он же выезд вам перегородил.
– Сейчас окунется, выйдет и освободит. Ничего страшного. Чаю хотите? У меня еще полтермоса есть.
Я, кажется, уже говорил, что Крещение объединяет? Ну, если даже людей на парковке, то, может, не зря и в ледяную воду приехали окунаться.
– Автор, а сам-то ты чего? – спросит въедливый читатель.
Я душ принял, сразу как вернулся домой. Вода, она ведь, по народному поверью, в эту ночь повсюду святая. Так что я тоже принял участие, пусть и не в Волге-матушке, а стараниями «Водоканала».