Ветлужское судно – так назвали находку ученые – было открыто в 2014 году. Нижегородцы Владимир Голубев и Евгений Морнов, проходя на байдарках по Ветлуге, заметили торчащие из берега останки деревянной конструкции, напоминающие лодку. Мужчины сообщили в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, где находкой сразу заинтересовались, но по объективным причинам, в том числе из-за высокого уровня воды, снарядить экспедицию удалось только год спустя. Когда же это, наконец, случилось и группа исследователей во главе с директором НГИАМЗ Вениамином Архангельским, директором нижегородского Технического музея Вячеславом Хуртиным и заведующим отделом истории НГИАМЗ профессором Юрием Филипповым прибыла на место, удивлению не было передела.
Топорная работа
– Мои самые смелые ожидания были превзойдены, – рассказывает Юрий Филиппов. – Во-первых, нет сомнений в том, что это судно очень большого размера. Оно выступает из земли на семь метров, и уже по очертаниям видно, что это его малая часть. Во-вторых, при помощи мотопомпы мы осторожно размыли верхней слой почвы, в которую погружен объект, и увидели, что он сделан топором, без использования пилы. Это означает, что возраст постройки датируется, как минимум XVIII веком или ранее.
Строить суда из топорных досок запретил Петр I (1672–1725 гг.). Уделяя большое внимание развитию судостроения, он не мог не заметить, что рубить доски топором расточительно, ведь при этом из одной заготовки выходит максимум два изделия: бревно раскалывалось клиньями пополам, затем половинки обтесывались, получались доски. Пила гораздо эффективнее. С ее помощью можно делать больше и быстрее. Самодержец учредил суровые наказания для тех, кто посмеет вернуться к старой практике: казнь, увечья, Сибирь. Ослушников не было даже на Ветлуге, поэтому разумно предположить, что найденное судно строилось в допетровское время или при жизни Петра. В те годы высочайшие повеления распространялись по Руси не быстро, но, даже учитывая это обстоятельство, датой создания найденного на Ветлуге судна следует считать XVIII век.
Ветлужский «авианосец»
По мнению ученых, это может быть барка или беляна. К слову, беляна – настоящая гордость Нижегородская края, гениальное изобретение жителей Ветлуги для перевозки леса. Строилась она летом на сухом месте, зиму стояла, а весной, когда начиналось половодье, сама собой вставала на воду. Беляну перегоняли вниз по течению без парусов и бурлаков. Для маневра использовались тяжелые гири, которые свешивались с бортов в воду. Когда надо было повернуть направо, опускали до дна груз с правого борта, и судно поворачивало. По пути бревна, из которых состояла беляна, разбирали и продавали, а в пункте прибытия примерно через 3,5 тысячи километров – в низовьях Волги в населенных пунктах Царицыно (ныне Волгоград) и Дубовка – разбирали полностью. Перегонявшие ее рабочие возвращались обратно пешком. Желавшие дополнительно заработать, а таких было большинство, нанимались бурлаками, тащили баржи до Нижнего Новгорода и, накупив гостинцев для домашних и получив жалованье за беляну, расходились по домам.
– Если это беляна, то небольшая, – считает Юрий Филиппов. – Крупные экземпляры достигали 120 метров в длину, 40 в ширину и шести метров в высоту. Огромные корабли, как современный авианосец. Наша находка не столь велика, но все же ее размеры внушительны.
Национальное достояние
Очень скоро стало понятно, что для извлечения судна из-под земли и его транспортировки в областной центр необходимы большие средства. Но прежде всего надо было определить объем того, что предстоит сделать. Размеры объекта выяснили посредством георадарного исследования. Как оказалось, его длина 32 метра. На снимке отчетливо видны очертания сокрытой землей лодочной конструкции. Забегая вперед, скажем, что нетривиальная инженерная задача по сохранению судна не решена до сих пор. Ученые рассчитывают на помощь правительства Нижегородской области, поддержку депутатов, неравнодушных меценатов и гранты, в частности от Русского географического общества.
Предварительно работы оцениваются в шесть миллионов рублей. Нужна любая помощь. К слову, первую такую помощь уже оказали глава Ветлужского района Сергей Лавренов и глава города Ветлуги Сергей Филиппов. Они мобилизовали неравнодушных к культурному наследию жителей района на расчистку поверхности над судном. Это было необходимо для проведения вышеупомянутого георадарного исследования.
Специалисты считают данный объект уникальным. Столь древний памятник ремесленной культуры, сохранившийся в прекрасном состоянии, найден в реке впервые в мире. Это подлинная драгоценность, настоящая жемчужина, которую Ветлуга бережно хранила триста лет. Да, в морях и океанах обнаружено множество затонувших кораблей, но до сих пор никто не встречал их в речном русле. Лишь однажды что-то похожее по значимости достали со дна реки Оби. Но это было только днище, а у ветлужского судна борта в полтора метра высотой. Сохранить его для потомков в качестве музейной экспозиции представляется задачей государственной важности.
– Распилить его и перетащить по частям, как сделали с лодкой, найденной в Оби, рука не поднимается, – говорит директор Технического музея Вячеслав Хуртин. – Есть вариант перевезти целиком. Он сложный, но вполне реальный – на барже-платформе катером КС-100, который может брать мелкие ветлужские перекаты.
По словам директора НГИАМЗ Вениамина Архангельского, еще до перевозки лодку надо пропитать консервирующим составом, а по прибытии в Нижний Новгород установить в специально построенный для нее ангар и приступить к реставрации. К слову, планируется, что «Ветлужское судно» будет пришвартовано у Зачатской башни Нижегородского кремля. Но обсуждается и возможность поставить его на Стрелке, территория которой благоустраивается к чемпионату мира по футболу в 2018 году.