МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Виктор Быков: "Нижний Новгород должен сохранить символ порта"

Нижегородская Стрелка всегда была знаковой территорией для города. Это ее судьба, ее предназначение, ее историческая миссия. Стрелка менялась, следуя движению природы, времени, цивилизации. Изменения ждут ее и в ближайшие два года. Но именно сейчас есть шанс, не препятствуя новому, сохранить уникальность Стрелки. Оставить ее свидетелем эпох.

Без портовых кранов Стрелка не будет Стрелкой. Фото предоставлено управлением главного архитектора.

Итак, Стрелка преображается. Совсем скоро здесь появится новый ультрасовременный стадион – здание, аналогов которому в Нижнем Новгороде нет. Изменится и вся территория вокруг него: новые скверы, аллеи, улицы, набережные, прогулочные зоны. Угол стрелки украсит часовня с колоколом. И вместе с красавцем храмом Александра Невского это место станет настоящим мостом из XIX века в век XXI. Только вот не хватает чего-то в этой наглядной ретроспективе от Нижнего торгового, Нижнего православного до Нижнего спортивного, Нижнего современного.

А не хватает Нижнего портового. Не будем вдаваться в причины того, почему речной порт на Стрелке прекратил свое существование. В конце концов, это тоже веяние времени. Вот только забывать об этом времени, как и об истории портового сообщения в городе в целом считаю ошибочным, неправильным. Недальновидным, наконец.

Город на слиянии двух рек всегда был местом, куда прибывали корабли. Город купеческий всегда был местом, где отгружали и загружали товар. Знаменитые Сибирские пристани тянулись вверх по Волге – десятки складов, сотни судовладельцев. Здесь тянули свою лямку бурлаки. А с переводом в 1817 году в Нижний Новгород Макарьевской ярмарки Стрелка зажила новой жизнью, став торговой столицей России, а значит – и одним из главных ее речных портов.

Уже в следующем году исполнится 85 лет со дня образования единого Нижегородского порта. Тогда нагрузка на него тоже не ослабевала, ведь индустриализация требовала перевозки больших грузов. А в 1941 году порт вместе со всей атакованной страной перешел на военное положение: грузовые корабли становились сторожевыми и санитарными, ежедневно совершая свой подвиг. И после войны, вплоть до постсоветского времени Горьковский порт оставался одним из крупнейших в стране.

Вот об этой величайшей истории мы сегодня забыли, не предусмотрев сохранности хотя бы некоторых объектов Нижегородского речного порта. На уровне символа, на уровне экспоната музея под открытым небом. Четыре из семи возвышавшихся до последнего времени над Стрелкой кранов уже ликвидированы, еще один находится в аварийном, непригодном для сохранения состоянии. Но два мы спасти еще успеем, законсервировав, превратив в обзорные площадки, а главное – оставив гордым, красивым, заметным символом великого прошлого.

Как это сделать? Не быть равнодушными, объединяться, помогать словом, делом, а если надо – деньгами и своим трудом. 200 лет Нижегородской ярмарке и 85 лет Нижегородскому порту – хороший повод, чтобы в 2017 году на Стрелке появился еще один памятник истории. И тогда Стрелка станет настоящим хранителем времён.

Подпишитесь на наш канал в Telegram: самые интересные новости Нижнего Новгорода

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах