Вершина мастерства
Гости, присутствовавшие на открытии выставки «Портрет времени в акварелях», часто путались, поздравляя председателя Нижегородского отделения Союза художников России Владимира Величко с юбилеем. В 2016 году ему действительно исполнилось 60 лет, но произошло это еще в марте. Да и каждую «персоналку» Величко можно назвать юбилейной – он привык «отчитываться» перед коллегами и зрителями каждые пять лет. «Когда это выливается в выставку, ты понимаешь, что не зря потратил время», – объяснял он журналистам.
Поэтому выставка и не стала ретроспективной – к сожалению некоторых искусствоведов, которым хотелось бы показать зрителям и совсем ранние работы Величко, и картины последующих периодов его жизни. Однако художник настоял на своем, и из 80 с лишним представленных работ только две – из собрания НГХМ – нельзя назвать новыми. Большинство остальных действительно написаны за последние пять лет (а многие вообще датированы 2016-м) и показывают, где был Величко, чем он увлекался и интересовался. Сразу отметим, что и места, и интересы, и увлечения у художника были совершенно разными.
Но вернемся к особенностям выставки. Все работы на ней – акварельные. Акварель – один из первых материалов для рисования, с которым работает ребенок дома или на школьных уроках. Как и всё, в детстве он кажется простым и лёгким. Но для профессионалов-художников, напротив, это сложный материал, и работать с ним куда труднее, чем с маслом. Однако Владимир Величко, как заявил на открытии секретарь Союза художников России Геннадий Правоторов, «справляется с ним более других». Неслучайно коллеги не только из России, но и других стран признают творчество нижегородского художника вершиной акварельного мастерства.
В чем сложность работы с акварелью, «Московскому комсомольцу» объяснил сам Величко. В отличие от масла, который можно наносить на холст слой за слоем, меняя цвета, форму, полностью переписывая картину, акварель перерисовать сложно. Действительно, акварельные краски впитываются в бумагу, а новый слой можно нанести только после полного высыхания. Но и тогда он будет взаимодействовать с предыдущим, а не перекрывать его. При этом водянистая основа красок делает гораздо более трудными мелкие штрихи, детали, а они на картинах Величко, безусловно, присутствуют. Его живопись – это настоящий, можно сказать академический реализм.
К тому же Величко никогда не был поклонником малых форм, а мы привыкли, что акварели – это чаще всего рисунки мелкие. Юбиляр же работает с большими, свойственными опять-таки для холста и масла, форматами и тут тоже доказывает: «В акварели можно сделать то же самое, а может, и лучше».
Ну и, наконец, еще одна отличительная особенность живописи Владимира Величко. Несколько лет назад он сам думал, что уж такой жанр, как портрет, точно окажется сложным для акварелиста (попробуйте-ка смоченной кисточкой отразить тонкие черты лица, морщинки, выражение глаз). Но эксперимент оказался удачным: только за последние полгода он написал около 20 портретов своих современников: нижегородских искусствоведов, музыкантов, общественных, научных, религиозных, политических деятелей. Многие из них присутствовали на открытии и с удовольствием фотографировались на фоне самих себя. Как и члены семьи юбиляра: жена Лариса и старший сын Игорь, тоже художник (Величко – это династия, отец Владимира, Николай, – заслуженных художник РСФСР, также предпочитавший работать с акварелью). И, наконец, есть на выставке и автопортреты, один из которых искусствовед Ирина Кузнецова назвала «хулиганским»: Владимир Величко изобразил себя с мольбертом и кисточкой, с головой, украшенной венком из полевых цветов.
Королевский художник
Кстати, каждый написанный Владимиром Величко портрет – это целый рассказ. Он, как отметила Ирина Кузнецова, не только сохраняет внешнее сходство персонажа, но и говорит о нем с помощью деталей интерьера или фона. Даже не зная тех, кто изображен на картинах, и не читая подпись к ним, зритель может легко догадаться, чем занимается тот или иной герой портрета.
Отдельное внимание, конечно, привлекают монаршьи особы – единственные «ненижегородцы» в портретной галерее Величко. Это члены королевской семьи Малайзии – страны, в которую художник влюблен давно, в которой часто бывает и которую часто пишет. И, как сказала искусствовед Лариса Помыткина, нужно обладать особыми качествами, чтобы получить возможность нарисовать самого короля. Очевидно, что Величко такими качествами обладает.
Этап творчества
Но портреты составляют лишь треть картин на выставки. Большая же часть – это пейзажи. Здесь и Нижний Новгород, и Киев, и Дивеево, и Большое Болдино, и Сартаково, и Свияжск, и Кёльн, и Бонн, и, конечно, Малайзия. Здесь и городские улицы, и сельские просторы. Здесь, наконец, все времена года. Но главное – здесь совершенно особое отношение к природе, к миру, к жизни в целом. И люди искусства, и служители Церкви отмечают – в этих картинах есть что-то высшее. В каждой из них есть Свет. «Удивительное, пантеистическое отношение к природе», – говорила Ирина Кузнецова. «Красота Божия мира покорила его сердце, – отзывался о Владимире Величко иерей Филипп Измайлов, – Его работы отличаются светом и… даже слов не нахожу, настолько меня покорило его творчество. Художник должен светить и передавать радость природы и Творца».
При всех регалиях (а на открытии выставки к ним добавилась еще одна – золотая медаль имени Сурикова от Союза художников России за выдающийся вклад в изобразительное искусство России) Владимир Величко каждую свою «пятилетку» не перестает удивлять зрителя, находя новые приемы, темы, жанры своей живописи. Вот и Ирина Кузнецова, говоря о самых последних его работах, признается, что «не узнала бы Величко», если бы не была одним из кураторов выставки. И вот еще почему «Портрет времени…», по ее словам, не стал ретроспективной выставкой – она не подводит итог. Это просто новый этап.