Многие ли задумывались о том, какую информацию несут и культурную ценность имеют, например, деревянные наличники? А вот художники обратили на них внимание. Например, на днях в галерее Futuro в рамках фестиваля «Новый город: Древний» открылась выставка работ московских и нижегородских стрит-арт-художников «Налицо».
– Мы заметили, что уличные художники, их мышление, их путь в искусстве каким-то образом очень похожи на то народное творчество, которое изучают историки, краеведы, – рассказал куратор выставки Артем Филатов. – Нам стало интересно попытаться сравнить и понять почему, например, в Нижнем Новгороде уличные художники выходят на улицы, но делают работы не те, которые в первую очередь отражают современные проблемы, а сосредотачивают свое внимание на прошлом, ценностях, которые сохранились и в настоящем. Мы решили сделать такое субъективное сравнение, взяв артефакты домовой резьбы, которая является исключительным наследием Нижегородской области, и сопоставив их с творчеством одного нижегородского и двух московских художников. Задача не в том, чтобы убедить себя или тех людей, которые сюда приходят, сколько дать им возможность поразмыслить вместе с нами.
В экспозиции представлены фотографии Ивана Хафизова резных наличников как Нижегородской области, так и других регионов, а также деревянные инсталляции известных художников Алексея Луки и Дмитрия Аске (Москва) и Андрея Оленева (Нижний Новгород). Большинство объектов специально изготовлены для этой выставки.
– Я использую материалы, которые нахожу в тех городах, где создаю свои работы, – рассказал журналистам Алексей Лука. – В основном это старое дерево – окна, двери, доски, – которое перемешивается с достаточно новыми, чистыми элементами.
На открытие выставки собралось множество нижегородцев, интересующихся искусством. После экскурсии, проведенной Артемом Филатовым, состоялась дискуссия, в ходе которой художники и зрители пытались ответить на вопрос: стрит-арт – это искусство или ремесло? Впрочем, ответ так и не был найден. Зато, уходя, гости вернисажа еще долго спорили и обсуждали. А значит, главная цель достигнута.
Не удержавшись, спросила у Артема, будет ли у нас когда-то фестиваль «Нижний – город новый», потому что даже уличное искусство у нас обращено больше в прошлое, чем в настоящее или будущее.
– Я иногда сам стараюсь понять, почему тяготею к тем или иным проектам, – ответил он, – почему окружающая среда, люди, которые занимаются искусством, многие выставочные проекты обращены к прошлому, к истории. Мне кажется, те, кто занимается визуальной средой, стараются углубляться в себя. Как будто им недостает почвы, чтобы двигаться дальше. Подвести черту и сказать: «Теперь я понимаю, на чем стою». Мы находимся на таком интервале, когда трудно сказать наверняка, что происходила в истории, а чего не было, с каждым годом пересматриваются те или иные факты. Думаю, что Нижний Новгород не единственное место, где время как бы немного остановилось. Но, когда выходишь в город, понимаешь, что современность не ждет.
А пока художественные проекты пытаются заполнить ту пустоту в истории города, которая сформировалась за годы советской власти. И это не только выставка «Налицо». 15 октября в пространстве ремесленной мастерской «Артель» (Варварская, 32) состоится мастер-класс мастерской «Делай вещь» (Москва) по использованию старых деревянных материалов в дизайне. В конце месяца будут организованы экскурсии исследователя домовой резьбы Татьяны Нечаевой по историческим кварталам Сормова и сохранившимся артефактам в Нижегородской области.
Саму выставку можно посетить до 13 ноября в галерее Futuro на Рождественской, 6. Для детей, школьников и пенсионеров вход всегда бесплатный.