Меж тем в регионе появляются объекты, которые интересны, самобытны и востребованы. И зиждутся они на частной инициативе. А когда за дело берутся люди увлеченные, то и получается у них действительно интересно.
Например, в Борском районе недалеко от села Останкино в чистом поле вырос казахский экоаул «Джайляу». Яркие юрты еще издали привлекают к себе внимание. Неожиданно? Да. Интересно? Еще бы!
Инициаторы появления «Джайляу» – два друга, Евгений Нечаев и Алексей Семернинов, – родились в Казахстане в семье военных. И сами бывшие офицеры. Дружат с 12 лет.
– Мы как-то собрались с Алексеем и стали лепить манты, – рассказывает Евгений. – Он мне говорит: «Слушай, мы умеем все это делать. Давай построим что-то казахское. Может быть, кафе или какое-то место, чтобы друзей, родственников пригласить». Ну, поговорили и разошлись. А через пару месяцев он звонит: «Я за юртами поехал, а ты выезжай на поле – планировку делай». Мы многое и сами строили – труда не чураемся.
Пока Алексей готовит плов, Евгений проводит экскурсию по аулу, показывает и рассказывает, как устроены юрты, знакомит посетителей с традициями казахского народа.
Туризм в экоауле – далеко не главное. Основное – разведение овец, домашней птицы, растениеводство. В «Джайляу» (переводится как «стойбище кочевников») сейчас приличное стадо в 500 голов.
– Мы выращиваем эдильбаевскую породу овец, – говорит Евгений. – Она отличается выносливостью, отлично приспосабливается к любым условиям. Овца может жухлую траву из-под снега и наста толщиной до 10 см добыть.
Порода эта мясная и курдючная. Баран достигает в холке роста в 160 см. Средний вес 110 кг, овечки – 60–70. При этом 70% массы набирают в первый год жизни.
Понятно, что экоаул в отличие от своих казахстанских аналогов не кочует вслед за стадом. Но как разобрать и собрать юрту, Евгений знает и с удовольствием рассказывает:
– Сперва ставится дверь. Она низкая не только для экономии тепла. Считается, что, входя в дом, нужно поклониться. Тут это происходит автоматически. Потом выставляются кереге (деревянная складная решетка) по кругу. Затем на 4–5 улуков (деревянные рейки, символизирующие лучи солнца и служащие для поддержки «крыши» юрты) поднимаем шанырак (деревянный круг, служащий и центром, и отверстием, через которое выходит дым). И выставляются остальные улуки. Юрта утепляется камышовыми матами, овечьей кошмой, сверху – укрывным материалом. Юрта собирается двумя-тремя крепкими мужчинами в течение полутора, максимум двух часов. Перевозится на паре лошадей или верблюдов вслед за кочующим стадом.
В нижегородском ауле слегка конструкцию доработали – провели электричество для освещения, поставили печи вместо очага, настелили полы.
– У казахов чем выше юрта, тем статуснее ее владелец, – продолжает Евгений. – Конструкция прекрасно защищает людей от холода и ветра. Благодаря обтекаемой форме ей не страшен никакой ветер.
Еще один объект, который пользуется большой популярностью у туристов, – молодильный «Батыр-чан». Огромный чугунный казан установлен на полузакрытой веранде, под ним оборудован очаг для подогрева. Совершенно особенное удовольствие сидеть в теплой воде чана, глядя на леса и поля средней полосы России.
Но нас уже ждал великолепный плов от второго хозяина аула – Алексея Семернинова. Он очень серьезно относится к своим обязанностям. И знает о плове если не все, то почти все.
– Приезжайте, – приглашает он. – Научу, как готовить.
Бауырсаки (пончики из дрожжевого теста) с вкуснейшим чаем довершают трапезу.
А после разжигается костер и всем желающим предлагают загадать желание и повесить ленточки на дерево, установленное в месте, указанном шаманом.
– Он сказал, что когда на нем будет пять тысяч ленточек, сухое дерево расцветет, – поясняет Евгений.
По домам туристы отправляются сытыми и умиротворенными, увозя с собой столько впечатлений, будто не в Борском районе побывали, а в другой стране.