Сами участники говорят, что в этом году регата очень представительная – несколько десятков спортсменов из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга Тольятти и Чебоксар прибыли сюда чтобы сразиться с ветром. Специалисты говорят, что это регата имеет свою специфику. Волга на Горьковском водохранилище – коротка и резкая, что затрудняет движение по воде, но при этом делает его интереснее.
- Лодки по такой воде скачут, к этому надо привыкнуть. Волну всегда можно обыграть,- поясняет мне один из капитанов.
Еще одна особенность акватории – ветер. Его здесь называют «своим». Ветер резкий, шквалистый. Налетает внезапно. На Белой речке светит солнце, а в Городце может лить как из ведра, хотя казалось бы чего тут идти до него – мыс обогнул и все…
- У нас тут свой «бермудский треугольник есть»: Пучеж, Сокольское, Юрьевец. Погода может разниться: где то солнце и штиль, где-то сильный ветер, а где-то ливень стеной, – смеется региональный инспектор Всероссийской федерации парусного спорта Александр Пузаров.
Но самый главный плюс Горьковского водохранилища, по словам участников, заключается в удобстве его расположения. О мелях большинство спортсменов знает, шлюзы проходят наравне с большими судами, кто-то свою яхту и вовсе на прицепе везет. В последнее время появились новые яхты, спорт становится модным. Мне показывают лодку Игоря Зарецкого. Сам он живет в Ярославле, а гоняется здесь. Недавно в одиночку пересек Атлантику.
- Все-таки яхты – это существа морские, - замечает сопровождающий меня Александр Пузанов.
Гонка проводится в нескольких классах, в том числе в Open-800 – самом быстром. Участие в этой гонке принимают родственники Алексеева – его сын Юрий, внук Глеб и правнучка Маша. Получается целая династия.
- Мы очень гордимся этой семьей, Глеб вообще один из лучших яхтсменов не только в Нижегородской области, но и в стране. Видимо, в деда пошел. Он, кстати, в 1938 году чемпионом СССР стал по парусному спорту. Любил он гоняться, опережать ветер, - рассуждает Александр.
В этом году гонка интересна спортсменам еще и потому, что воды достаточно, прошлые пару лет были маловодными и яхты часто натыкались на мели.
При кажущемся небольшом размере осадка яхты колеблется от 1,4 до 2,2 метра. У среднего теплохода - 2 метра. Нехватку воды тогда чувствовали все вместе: и большие суда, и малые. Михаил Тихонов довольно известный яхтсмен в России, в 1979 году он стал первым победителем алексеевской регаты среди крейсерских яхт. Говорит, что выиграть конку можно только слаженной командой.
- Надо уметь управлять яхтой, чувствовать ее, знать особенности. Много факторов для победы нужно, - уверен он.
- Гонку всегда выигрывает экипаж, а проигрывает гонку только капитан. Только так, и никак иначе, - рассказывает Юрий Терещенко, капитан яхты «Силуэт».
Собравшиеся яхтсмены кивают в знак согласия. Яхта в этой гонке пришла к финишу первой. Капитан победой доволен, но просит не спугнуть удачу. Вместе с внучкой Настей, которая в свои девять лет ходит юнгой, он убирает паруса и проверяет канаты.
- В 1979 году я на швертботе самодельном ходил. «Куба» назывался. Был чемпионом Горьковской области в гонках яхт в классе «звездный». Сейчас много спортсменов именитых, но Ростиславу Алексееву мы обязаны многим. Он столько всего сделал для страны, но его имя сейчас незаслуженно забыто. В Нижнем Новгороде его еще помнят, а если чуть дальше отъехать? Никто и не скажет, кто сконструировал «Метеоры», «Ракеты» которые сейчас благополучно угроблены, - рассуждает капитан.
Гонка яхт в акватории Горьковского водохранилища будет идти до 13 августа, финальные заезды состоятся в субботу, тогда же и будет определен победитель, который получит диплом и кубок Алексеева, выполненный в виде яхты.