Запомнил один момент на фестивале Alfa Future People: по огромному полю, где и спорт, и технологии, и музыка, и очень-очень много молодежи, ходили две бабушки (местным жителям дают право бесплатного посещения фестиваля). Одна улыбалась, словно заново открывая для себя мир, а другая ворчала, и лицо ее было преисполнено возмущения и негодования. Мы с вами – как те бабушки.
Как известно, городской бюджет в этом году не то чтобы скуден, но содержит в себе много долговых обязательств. А положение в городе такое, что тут как бы не до украшательств – мосты бы с дорогами хоть немного залатать. Поэтому программа обустройства цветников в этом году не реализуется. Этому очень рады городские ворчуны, для которых отсутствие бархоток в клумбе – свидетельство беспомощности городской администрации, не меньше. Эти и занимаются – ходят мимо пустых цветников и свидетельствуют беспомощность.
Пару недель назад два жителя Нижнего Новгорода – Евгений Круглов и Анастасия Царалунга – собрали деньги, купили многолетние растения, инвентарь и сделали простейшую вещь. Очистили от мусора и благоустроили клумбу на Театральной площади. Пришли и сделали. Правда, и тут нашлись «бабушки» разных возрастов и половых принадлежностей, которые увидели в этом поступке… Да бог знает, что они там плохого увидели.
Александровский сад – вот еще один пример, когда кто-то делает, а кто-то – гадит. С одной стороны – территория творческих идей с разнообразными малыми архитектурными формами, оставшимися от фестиваля «О'Город», а с другой – настоящий памятник бесхозяйственности, где количество необъяснимого мусора отталкивает и, конечно же, возмущает. Здесь же – живое дерево, просто так раскрашенное одним нижегородцем специальными защитными красками. Здесь же – убитые бизнесом краснокнижные ели. Чувствуете разницу?
А знаете, в чем она, эта разница? А в том же, в чем у Антуана де Сент-Экзюпери была разница между Деловым человеком, который владел множеством звезд, просто считая их, наблюдая издалека, или складывая бумажки в банк, и Маленьким принцем, который по-настоящему владел своей звездой-планетой и всем, что на ней было. Одни – и те, кто гадит, и те, кто хает, и те, кто убивает ели, или вот те, кто самолет Нестерова, словно в задницу, впихивает в шатер веранды своего элитного ресторана, считают себя «деловыми» и думают, что они владеют. Собой и своим городом. Другие – те, кто дерево красит или клумбу высаживает, или мусор с пляжей убирает – просто владеют. По-настоящему. Собой и городом.
«У меня есть цветок, – сказал Маленький принц Деловому человеку, – и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы»…
Так кого из нас больше: деловых людей или маленьких принцев?
«Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся что ответить, и Маленький принц отправился дальше».
Владейте городом.
Будьте принцем.