Лишь несколько работ, сделанных для фестиваля за последние семь лет, сумели вписаться в городскую среду и стать ее активной частью. Среди них – уже знаменитая лавка в виде модных желтых очков в Александровском саду (авторы – группа «Глагол» из Пензы) и объект «У реки» самарской команды «Архитекторы Lim» – открытый балкон в том же саду с прекрасным видом на Волгу и Борскую пойму. Свободным он почти не бывает – место действительно стало любимым. А буквально на прошлой неделе, к новому фестивалю, известный нижегородский уличный художник Никита Номерз провел его реновацию, дополнив своей новой работой – большими цветами и птицей, нарисованными в уже угадываемом авторском стиле.
Такая судьба – у единиц «огородных» объектов. Фестиваль существует с 2009 года, и проводился на разных территориях: на Щелоковском хуторе и набережной Гребного канала, в парке «Швейцария» и Почаинском овраге, дважды – в уже упомянутом Александровском саду и единожды – в детском парке им. Свердлова. Большинство созданных объектов или канули в Лету (были разрушены или демонтированы), или потеряли форму и смысл. Причина – бесхозность.
«Интересно, на чьем балансе они останутс», – рассуждает вслух один из посетителей «О’Города 2016», рассматривая новые объекты фестиваля, который на этот раз прошел в сквере им. Свердлова (напротив одноименного ДК на пересечении Большой Покровской и Октябрьской). И тут же получает ответ на информационном стенде: каждый проект реализуется под определенные нужды.
Вот, например, все те же самарцы уже установили во дворе литературного музея Добролюбова павильон для игровых и тематических событий, а их земляки из группы «Волга31» - деревянный, словно из детских кубиков, многополочный читальный зал – он предназначен для областной детской библиотеки и в нем можно будет обмениваться книгами.
Екатеринбургское «Бюро счастливого дня» стало автором целого комплекса для велосипедного центра «Динамо» с велотреком и зоной для отдыха и лекций. А москвичи из команды «СтоСемь» создали для арт-пространства на Почайне «Башню 120». В ней переосмыслено и древнерусское деревянное зодчество, и наследие архитектора Владимира Шухова, чьи идеи ровно 120 лет назад покорили участников и посетителей Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Кстати, и сам фестиваль «О'Город» в этом году был приурочен к юбилею выставки.
Но, пожалуй, наиболее удачной с точки зрения осмысления городского пространства стал проект молодого нижегородского архитектора Вячеслава Кочкина «А и Б сидели на трубе» – металлические гнутые лавки-мёбиусы словно иронизируют над желтыми газопроводами, которые так часто не украшают улицы Нижнего. Установлены эти прочные, испытанные большим количеством посетителей фестиваля лавки будут во дворе школы им. Ломоносова (ул. Гоголя) – как раз там, где газопровод, то поднимаясь, то опускаясь, виляет между «хрущевками», девятиэтажками и зданием самой школы 1910 года постройки. Лавка словно замкнет эти желтые трубы в единый арт-объект, объяснив за газопроводчиков уместность металла на фоне кирпича.
«Фестиваль привлекает большое количество людей, которым небезразлично, как формируется пространство, каким будет город и его благоустройство. Сколько бы ни было у нас прекрасных архитектурных зданий, но город никогда не станет комфортным и привлекательным, пока он не будет благоустроенным», – сказал на церемонии открытии «О'Города» главный архитектор Нижнего Виктор Быков.
«Вы вступили в ряды людей, неравнодушных к городу», – добавил он, обращаясь к участникам фестиваля, и пообещал, что уже в следующем году «О'Город» приобретет новые масштабы. Так, глядишь, и до города-сада доживем.