От маховиков до сеточки чулок
Прежде всего поражает пространство, в котором размещены экспонаты – полностью сохранившая исторический облик, недавно отреставрированная усадьба Баташевых-Шепелевых, которая по сути не имеет аналогов: она является главным элементом внушительного по своим масштабам усадебно-промышленного комплекса, также восстановленного на сегодняшний день. Само по себе это историческое здание вызывает неподдельный интерес у посетителей, поэтому музей в него вписывается гармонично.
Вместе с тем, роскошные фасады и интерьеры – это всего лишь прелюдия. По-настоящему удивляет целый ряд экспозиций с уникальными экспонатами, посвященный истории производственных процессов. Это точные уменьшенные копии разнообразных паровых машин и настоящие детали огромных механизмов, которые можно не только потрогать, но и приводить в действие, наблюдать, как движутся колеса и маховики – в этом смысле с «интерактивностью» и «инновационностью» здесь все в порядке.
Это поражающие своей красотой вещи мастеров художественного чугунного литья – такое ощущение, что они имели дело с пластилином, а не с тяжелыми металлами. Чего стоит только чугунный камин, экспонировавшийся на парижской выставке, или, к примеру, чугунный же слепок с ножки итальянской балерины Тальони: он настолько точен, что запечатлел сеточку чулка.
Это, в конце концов, знакомство с историей технологических процессов, применяемых в металлургии: посетитель осознает, что тот или иной этап неразрывно связан не только с развитием отдельного промысла или отдельного населенного пункта, но и с развитием человеческой цивилизации в целом. Видимо, братья Баташевы также это осознавали, поэтому и придали усадебно-производственному комплексу такую выразительность.
Переезды и триумфальное возвращение
Музей, между тем, давно уже перерос чисто заводской масштаб. По факту он является полноценным краеведческим (и, конечно же, историко-архитектурным) музеем. Здесь можно увидеть разнообразные деревянные игрушки XIX века, археологические находки, сделанные на территории Выксунского района, и даже восстановленные реставраторами мундиры времен Отечественной войны 1812 года – они размещены в зале генерала Шепелева, одного из владельцев усадьбы.
Судьба каждого экспоната заслуживает отдельной статьи. Так, к примеру, облачения священнослужителей Иверского монастыря, разоренного после революции, сохранились благодаря… театру, где они использовались в комедиях – специально для высмеивания православной церкви. Чудом сохранились и стали достоянием музея полотна мастеров западноевропейской живописи XIX – XX веков, принадлежавшие владельцам усадьбы.
Впрочем, много рассказывать об этом уникальном музее, ничего не показывая, смысла нет. Гораздо лучше приехать в Выксу и погрузиться в мир заводской усадьбы позапрошлого столетия, подвигать сохранившиеся механизмы, полюбоваться картинами и понять, как тесно производственный процесс может быть переплетен с эстетикой.
Все это стало возможным благодаря самоотверженному труду создателей музея и инициаторов открытия новых экспозиций. Сразу же после революции, в 1917 году, когда главный усадебный дом стал Народным домом, стал вопрос ребром: что делать с роскошными вещами, оставшимися от прежних хозяев? Решено было собрать наиболее ценные предметы и экспонировать их в одном из многочисленных помещений дома. Потом это помещение потребовалось для других нужд, музей закрылся и открылся только после войны.
Несколько раз ему пришлось переезжать с места на место, и только в 2011 году экспозиции – а их число неизменно росло – окончательно вернулись обратно в главный усадебный дом после масштабной реставрации здания. Надо сказать, что этому историческому архитектурному комплексу повезло: к нему уже несколько лет подряд приковано внимание дирекции Объединенной металлургической компании (ОМК). На средства данной организации (в общей сложности это более 500 миллионов рублей) уникальный комплекс был полностью восстановлен.
- Мы все прекрасно понимаем, что компания могла вложить эти средства в решение производственных задач, - отмечает директор музея Андрея Цыпляев, - но руководство ОМК приняло решение инвестировать их в восстановление памятника истории.
Почему нужно такое инвестирование – металлурги объясняли неоднократно: важно, чтобы рабочие завода – и высококвалифицированные специалисты, и молодежь – чувствовали себя здесь комфортно, проникались духом производственных традиций, понимали, что уровень тех культурных ценностей, которые здесь сохраняются, далеко не провинциальный. Тогда и качество производства будет неизменно расти, и пресловутая утечка кадров, которой страдают многие производственные предприятия, сократится.