Антикварный элемент!
- В первую очередь хочется услышать про тайное оружие команды – прототип «Газель NEXT Т1», про его историю появления.
- Совсем недавно серьезно поменялись технические требования к автомобилям, выступающих на мировом уровне в зачете джипов. Наши первые «ГАЗели NEXT» сразу перестали им удовлетворять. Поэтому мы построили первый быстроходный прототип «ГАЗель NEXT T1». За основу взяли двухрядную «ГАЗель NEXT», выпускаемую на конвейере. Из нее и соорудили машину, удовлетворяющую всем нормам самой мощной категории Т1. «Великая степь» была для автомобиля скорее тестом, чем гонкой. Мы буквально учим его ездить. Думаю, NEXT T1 будет неукротим среди этого самого быстрого класса. И как это ни удивительно, в нашем прототипе оказалось еще больше родных деталей, чем гоночных машинах прежних поколений. Мы уже знаем, как строить второй подобный автомобиль. Он должен быть еще быстрее первого.
- Уже можно раскрыть секреты прототипа?
- Уже можно. Самое главное в нем - независимая подвеска. Она позволяет колесам быть чаще в зацеплении с поверхностью. Значит, можно развивать большую скорость и просто пролетать над препятствиями. Мы взяли родную балку с NEXTа с тем же расположение рычагов. Можно было, конечно, навернуть на нее иные рычаги, так как хотелось, но в этом нет нужды. Балка великолепно подходит к раме, которая, кстати, так же стандартная. А рычаги спокойно выдерживают страшные перегрузки спортивного болида. Ведь родные рычаги, оси необычайно крепкие, они предназначены для перевозки очень тяжелых грузов.
Еще одно важное преимущество стандартной подвески примененной на NEXT T1 - реечный рулевой механизм. Рейка дает очень точную реакцию руля на любой поверхности. Нет никаких промежуточных звеньев: рейка сразу идет на поворотные кулаки. Она находится перед мостом и хорошо защищена. Однако после этих гонок нам показалось, что прочности переднего листа защиты недостаточно. Будем думать, как усилить это место.
В независимой подвеске пружины смонтированы заодно с амортизаторами. Жесткость и энергоемкость этих узлов пока регулируется снаружи. Но есть вариант перенести управление передней подвеской в салон машины. Задняя подвеска без рессор, на пружинах, с продольными длинными тягами . Это позволяет мосту чутко реагировать на неровности поверхности.
Как и у «ГАЗона NEXT», у прототипа дисковые тормоза по кругу, барабанных нет в принципе. Мосты и наконечники – родные, штатные. У «ГАЗели» они долго служат и очень крепкие.
- Я слышал про какие-то вполне антикварные элементы...
- Передний мост от ГАЗ-24! Проверенный годами узел. Здесь мы его тоже нагрузили – работает. Правда, первую затяжную «песочницу» я преодолевал со страхом. Когда мы к ней подобрались, вскарабкавшись на первый бархан, то увидели просто бескрайнее море песков. Объехать их невозможно и штурман отдал приказ смело атаковать. Мы подключили передний мост и ринулись вниз. Я был в шоке от того, как здорово повел себя автомобиль. Какие мы на нем выкрутасы выделывали! После первой передачи сразу же вторая и педаль газа в пол. Машина выскочила на глиссер и полетела по пескам, словно быстроходный катер по воде. Во многом это заслуга и новой марки шин, которые мы стали применять в этом сезоне - BFGoodrich All-Terrain. Цепкие и очень надежные.
Тем не менее, я был аккуратен и нагрузку развивал плавно - не ударно, переживал за шрусы. Они от «Тойоты», и я не уверен, что такие нам подойдут. Будем экспериментировать.
- Как с блокировками? Глиссировать по песку – дело опасное...
- Признаюсь, по пескам я ездить боюсь, но тут я получил истинное наслаждение. База машины короткая, автомобиль юркий - короткие волны песчаных барханов даются легко. Тем не менее, мы старались соблюдать главное правило песчаных гонок – не брать барханы в лоб. Но психологически человека почему-то постоянно тянет это сделать. Забраться на самую высокую точку бархана, засесть, а потом бегать с лопатой. Вот и меня тянуло. Но если есть возможность объехать бархан понизу, так и надо поступить. А ложбину почти всегда можно отыскать на своем пути. Увы, видимо в пилотах срабатывает древний инстинкт покорителя природы...
Вылезти из песка нам помогают штатные газелевские электрические блокировки Eaton ELocker. Они стоят в обоих мостах и быстро включаются. Вполне надежны, за всю гонку ни единого отказа ни на одной из машин. Чаще всего мы обходились лишь одной задней блокировкой, передней пользовались редко. Только уж в самой тяжелой ситуации.
Гоночная «двухрядка»
- Много разговоров было про непривычный кузов прототипа. Насколько он удобен?
- Двухрядная кабина оказалась идеальной по компоновке. В ней мотор можно сместить еще больше назад. Получается, что силовой агрегат находится фактически посередине машины. Это дает прекрасную развесовку, необходимую при прыжках автомобиля. Экипаж расположился почти в центре колесной базы в месте наименьших колебаний автомобиля. «Двухрядка» удобна и с бытовой точки зрения – сзади полно места. Есть и дверь для прохода назад. В условиях ралли-рейдов это очень важно. В отсек за экипажем можно грузить быстро все, что угодно: траки, троса, запасы воды и т.д. Но кабину пришлось снизу подрезать. Теперь нет порогов, по которым так удобно забираться в штатную Газель. В эти ниши порогов мы складывали инструмент, воду, бросали пустые бутылки. Оттуда они никогда не залетят под педаль газа или тормоза - проверено. Очень жаль. Но таким приемом мы получили хороший показатель геометрической проходимости машины.
- Прототип короче стандартной техники команды. Помнится, пару лет назад ты говорил про удобство длинных аппаратов – они лучше летают. А теперь что?
- Всегда нужно экспериментировать. Да и международные требования меняются, как я уже говорил. Это другой аппарат – более быстрый, подвижный. Мы укоротили раму, задний свес. Это нужно для больших углов въездов и съездов. Да, в курсовой устойчивости проиграли, но выиграли в маневренности.
Масло должно охлаждать
- Как с «сердцем автомобиля» - двигателем?
- Мотор стандартный Cummins ISF 2.8 со штатной турбиной. Кстати, мы много экспериментировали с неродными турбинами, и они сгорали одна за другой. Посему остановились на типовой. Поменяли настройки управления питанием, повысили давление в турбине и выровняли полку момента. Двигатель отлично тянет на низах. В песках то, что нужно.
С новыми настройками мы со штурманом просто наслаждались уверенной тягой двигателя. Само собой в него (да и в другие агрегаты) мы залили высококачественное масло. Задача у него архиответственная: не только смазывать, но и охлаждать. Ведь скорость в песках невысокая. Набегающего воздушного потока в радиатор мало. Его площади может не хватить для охлаждения мотора. Вот тогда за дело и принимается масло.
Коробка передач - корейская Dymos, новая. Но возникло подозрение, что в ней не работал синхронизатор четвертой передачи. Включалась каждый раз с ощутимым треском. Будем разбираться. Кстати, такая же коробка стоит у нашего пилота Миши Кострукова. Все знают, как он ездит – просто безбашенно! Поэтому он всегда ломал коробки. Удивительно, в этот раз за четыре дня он ее не прикончил!
«Я видел блестящие глаза и стиснутые зубы!»
- За техническими новшествами мы, забыли про главное приобретение команды – женский экипаж Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной...
- Мы ими гордимся! У девчонок была одна задача – доехать. А они с ходу, первый раз участвуя в гонке на нашем аппарате, взяли 4 место. И обошли многих гонщиков мужчин. Накануне финального дня турнира их просили быть предельно осторожными. Если подъедите к пескам и поймете - не проехать, разворачивайтесь!
Но я видел блестящие глаза, стиснутые зубы и перед стартом даже не стал ничего напоминать. Понял, что они будут биться до конца. В результате девушки взяли все точки, проехали все пески, и для меня это, не буду скрывать, было и удивительно, и чертовски приятно. С первого раза так может редкий мужчина. А как они прыгали с барханов! Самые зрелищные кадры! Девушки, похоже, прижились в команде. Но у них есть одно условие – покрасить их «Соболь» в розовый цвет. Слово женщины – закон для мужчин, так и сделаем!
- Отдельный момент – грузовики. За прошедшие этапы чемпионата они «тихой сапой» набрали очков и уже сильно напрягают конкурентов. Сейчас они дошли до финиша, но не взяли призовых мест. Есть повод для пессимизма?
- Наши суровые нижегородские пилоты не могут унывать! У них отрывались кабины, вырывались амортизаторы. В результате Болеслав Левицкий вообще снял спереди по одному амортизатору и поставил их назад! Машина ехала просто «на воздухе»! Со стороны это выглядело так: «морда» стоит на земле, а задние колеса летят, не касаясь земли. Фактически Болеслав ехал на переднем мосту через пески «на честном слове». Наши люди и неубиваемые машины способны на настоящие подвиги. В отличие от прошлого года, мы набрались опыта и финишировали тем же количеством, что и выезжали. В результате второе место в командном зачете! Сейчас готовим к выпуску следующий спортивный ГАЗон NEXT с совершенно новыми решениями.
«Были чемпионами и будем вновь!»
- Теперь уместно поговорить про прогнозы и творческие планы в рамках чемпионата России.
- Братья Коструковы поделили первое и второе места в классе «рейд спорт» и лидируют в общем зачете. Соперники теперь догнать их практически не могут. Отрыв колоссальный. Я думаю, что это прямая заявка на победу в чемпионате страны.
- И в чем здесь «корпоративный секрет»?
Как мы умудряемся быть первыми? Очень просто: команду окружают и трудятся в ней не просто первоклассные спецы, а истинные энтузиасты своего дела. Все видят четко цель – и достигают ее с невероятным задором.
- А если судить более масштабно? Например, «ГАЗовская армада» на «Дакаре»?
- Последние время именно вопрос «что мы хотим?» я часто слышу и от болельщиков, и от конкурентов из лидирующих команд. Отвечаю: мы хотим побед и на чемпионате России, и на международных турнирах самой высокой пробы. И не просто в классе, а в абсолюте. И даже на Дакаре! Есть, конечно, трудности с оформлением бюджета в евро - курс рубля пока не на нашей стороне. Но и это мы преодолеем. Поэтому в планах значатся международные гонки в такой последовательности: «Шелковый путь-2016», «Африка Эко Рей», за тем «Дакар». Так что, до встречи в песках Африки и Южной Америки!