«Страшно было всегда»
«Великую степь» по сложности приравнивают к знаменитому «Дакару», и результаты на ней можно считать определяющими в итоговых годовых подсчетах. Да и сам факт победы говорит в гоночном мире о многом. Тем более, что в этом году гонка имела несколько удлиненное название «Великая Степь – Шелковый Путь» - как продолжательница самого грандиозного гоночного события в России: международного ралли-рейда «Шелковый Путь». В этой ситуации команда «ГАЗ Рейд Спорт» рискнула на два сюрприза не только для зрителей, но и для всего гоночного мира. Во-первых, капитан команды Вячеслав Субботин сел за руль принципиально нового гоночного аппарата «ГАЗель NEXT T1», аналогов которому еще нет. Это был очень рискованный шаг, можно сказать, что всю гонку капитан вместе со штурманом Рамилем Замалетдиновым не столько боролись за очки, сколько занимались испытанием и тестированием нового автомобиля.
- У машины огромный потенциал, - заметил Субботин, - Она позволяет ехать принципиально по-другому: не обращать внимания на дорожное покрытие и брать любые препятствия. Независимая подвеска и реечное рулевое управление – это совершенно иные возможности пилотирования. В сочетании с короткой базой и небольшим весом машина позволяет ехать вообще где угодно! Еще один важный момент – маневренность. Аппарат выставляется в повороте на любой угол, и может легко идти в управляемом заносе. Сейчас у нас не было задачи зарабатывать победные очки, нужно было добраться до финиша, что оказалось не так уж и легко. И главное - проверить некоторые конструкторские решения. «Великая Степь» для этого аппарата - только начало, и работы еще много. Машину предстоит еще не раз перенастраивать, придется пересмотреть кое-какие инженерные решения, но я уверен, что в будущем она себя еще покажет!
Второй сюрприз – полностью женский экипаж команды на гоночном «Соболе 4х4» - пилот Татьяна Елисеева и штурман Елена Правдина. За их плечами немало международных турниров. Но самое интересное, что на заряженной спортивной газовской технике они выступали впервые. До этого был опыт езды только на серийном заводском «Соболе».
- Меня выручило то, что всю мою гоночную карьеру, мне вбивали в голову: никогда не сбрасывать газ! - поделилась после финиша Татьяна Елисеева. - Это настолько въелось, что когда мне страшно – я нажимаю на газ! А если учесть, что страшно мне было всегда, то и газ я вообще не сбрасывала. А еще меня спасла машина – она вывозила из любой ситуации. Длинная база и мягкая передняя подвеска позволяют прыгать, а большой размер и высокая посадка придают уверенности.
«Женский дебют» команды можно назвать успешным – девушки совсем немного недотянули до пьедестала и заняли четвертое место.
Вторые в команде
За четыре дня гонки спортсменам предстояло пройти около тысячи километров тяжелейшего бездорожья по степям и пустыням. В первый день был короткий четырехкилометровый пролог для определения мест на старте. Протяженность гоночной дистанции второго дня – 221, третьего дня – 457, четвертого – 260 километров.
Кстати, в этот раз «Газ Рейд Спорт» вышли на старт рекордным количеством экипажей – шестью. Четыре в зачете «Рейд Спорт», и два грузовика «Садко» и «Садко NEXT» - в грузовом зачете T4. Им досталось больше всего – пришлось конкурировать с «дакаровскими» «МАЗами» и знаменитой «Синей армадой» «КамАЗов». Которые, кстати, также выдвинули на российские соревнования рекордное количество аппаратов – тоже шесть.
В кабинах нижегородских грузовиков были опытные нижегородские пилоты и штурманы: Михаил Шкляев и Станислав Долгов - в «Садко NEXT»; Болеслав Левицкий и Вячеслав Сучков - в «Садко». В результате все экипажи команды дошли до финиша – нечастое явление в мире ралли-рейдов, где зачастую участников приходилось эвакуировать прямо из песков. И как следствие – второе место в командном зачете.
Здесь уместно поговорить о техническом оснащении. «ГАЗели» и «Соболи» были «обуты» в легендарные шины BF Goodrich All Terrain – идеально подобранные для песков, грузовики – в Michelin XZL. Эта специализированная резина признана одной из лучших в гоночном мире. Моторными и трансмиссионными маслами на всех аппаратах были марки Total, а системами блокировки дифференциалов Eaton. Двигатели были заводские: ЯМЗ-534 - на грузовиках и Cummins ISF 2.8 - на «ГАЗелях» и «Соболях». Последние благодаря долгим инженерным изысканиям были форсированы до 260 «лошадей».
Всего в этом году на «Великую Степь» поступило порядка 60 заявок на участие экипажей, включая 24 внедорожника, 11 грузовиков и около 25 мотоциклов, квадроциклов и багги. Костяк именитых «грузовых» грандов автоспорта был стандартным: заводские команды «КАМАЗ Мастер», «МАЗ СпортАвто» и «ГАЗ Рейд Спорт». А вот среди внедорожников разнообразие было гораздо больше: команды ПЭК, G-Energy Rally Media Team, RE Autoclub, Georaid, ATT Racing, «Комиавтоспорт», «Космос», NRT Motorsport и новички со звучным названием «СССР».
Пятый этап чемпионата России пройдет в августе в Ульяновске.
В следующем выпуске «МК в Нижнем» мы поделимся воспоминаниями спортсменов об этой гонке и расскажем об увлекательной и одновременно очень опасной работе журналиста в раскаленной до 50 градусов пустыне.