МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Корреспондент «МК в Нижнем» продолжает изучать фобии россиян

Феномен «Бабки в каске»

 В «МК в Нижнем», №47, мы начали разговор о фобиях и привели конкретные примеры страхов нижегородцев. Сегодня мы поговорим о религиозных помешательствах. Тема эта оказалась непростой: единицы из десятков опрошенных специалистов взялись ее прокомментировать. Почему же «очаги духовности» приманивают к себе откровенных безумцев?

 

Фото автора

 «Народное православие» или невежество?

Так получилось, что мне более десяти лет подряд пришлось ездить на Дивеевские торжества и наблюдать картину «народного православия», самых радикальных проявлений этой малоизученной субкультуры. Благочестивые паломницы в строительных касках и своеобразных головных уборах из фольги «оборонялись» от инопланетян, Интернета, сотовой связи и прочей нечести.

С православной точки зрения в этом нет ничего удивительного – храм Божий издревле привечал блаженных и «нищих духом». С одной стороны, юродство – непременный атрибут любой устоявшейся религиозной культуры. А вот с точки зрения социологии возникает множество вопросов.

Например, о «возрасте» фобий. Если в произведениях Ф.М. Достоевского в только появляющейся сети железных дорог видели предвестие апокалипсиса, то теперь паломники совсем не брезгуют перемещаться по святым местам на поезде. И ничего «от лукавого» в этом не видят. Тоже можно сказать и про пластиковые карточки, которые буквально разрывают ряды верующих на два непримиримых лагеря: одни ими вовсю пользуются, для других это печать антихриста. И поневоле возникает вопрос: сам ли страждущий «выбрал» себе фобию или окружающей мир ему ее навязал? На эту тему мы долго разговаривали с клиническим психологом Михаилом Горячевым. И ситуация нарисовалась далеко не простая....

- За время изучения «российского бессознательного» поневоле приходишь к выводу, что мифы об «излучениях» и «экспериментах спецслужб» не так уж и беспочвенны. А что касается некоторых «православных паломников», то впору вспомнить фразу Владимира Ленина про «опиум народа»...

- Все приведенные примеры, действительно, похожи на клинические расстройства психики. С одной стороны, человеческое восприятие оформляет психические импульсы в хорошо знакомые человеку образы. Например, у космонавтов при перегрузках возникает ощущение, тактильная галлюцинация, что по телу бегают муравьи, хотя понятно, что никаких муравьев в космическом корабле быть не может. Психика, пытаясь разрядить напряжение, оформляет раздражитель в удобную и понятную ей форму. Своеобразная самозащита. С другой стороны, бредовые идеи и галлюцинации являются «зеркалом» исторической эпохи и социальной среды. Если суммировать оба слагаемых, мы получим, что многочисленные жалобы на таинственные излучения и «оборона от инопланетян» – исторически аранжированная паранойя. Она уходит корнями в дефекты воспитания и развития и социальное напряжение в стране.

- Может, эти люди действительно чего-то боятся? Тех же жизненных реалий?

- Действительно, несмотря на разницу в происхождении и проявлении фобий у них при этом общая эмоциональная окраска - страх. А чего человек боится больше всего? Того, чего он не понимает. Неведомого! Но здесь, возвращаясь с метафизических высот в быт религиозно окрашенного помешательства, мы упремся в обычное невежество. Тревога перед непонятным окрашивается наиболее раскрученными, а потому знакомыми и понятными социальными маркерами.

Например, в раннюю советскую эпоху, когда церковное воспитание еще было свежо, алкоголики в психозе видели чертей, потом агентов КГБ, затем, в эпоху перестройки – инопланетян. Сейчас возросли случаи галлюциноза на тему "укров", чеченцев, и участился бред в стиле «хай-тек» – психотронное оружие, «лучи» и прочая «атака клонов». Как говорил Карл Густав Юнг: «В безумии мы не обнаруживаем ничего нового и неизвестного, мы лишь видим основы нашего собственного существования, матрицу тех жизненно важных проблем, что беспокоят всех нас».

«Фрики от религии» и прочие чудаки

- Все равно неприятно, когда вера и религиозная культура превращается в патологию... И сложно ответить на вопрос, в какой момент это происходит. Ведь поневоле появляется мнение, что религиозный человек должен быть или глупым, или безумным! Кстати, некоторые клерикалы этот тезис постоянно подтверждают...

- Полагаю, религия здесь совсем ни при чем. Но этот момент, действительно, самый сложный. Начну издалека – о глупости, на которой основывается общество потребления. Возьмем, к примеру, дебильность. В клиническом, а не в оценочном смысле - это самая легкая степень слабоумия. Если бы вы хоть раз встретили человека с таким диагнозом, вы бы поразились, какое количество незарегистрированных «дебилов» нас окружает! И среди них много вполне добрых и хороших людей. Это не какие-то бросающиеся в глаза персонажи, среди них - простые обыватели, как животное, оживляющиеся лишь при виде еды. Отчасти здесь сказывается «алкогольная генетика» и общее пренебрежение образованием. Но эти люди не так заметны в социуме как «фрики от религии»! Хотя, чудаки – нормальное явление российского общества уже много веков. Причем, явление глубоко позитивное! Увы, религия придает им экзотический флер. Мало того, она как важная часть социума увеличивает значение любого связанного с ней события. Например, скачи «Пусси-Райот» по Красной площади – на это внимания особо никто не обратит. А сделали то же самое в храме Христа Спасителя - началась шумиха, религиозная окраска подстегнула скандал. То есть любое событие вокруг крупнейшей религиозной организации или религиозного мероприятия поневоле добавляет вес этому событию. Обычные геи уже никому особо не нужны, а «нетрадиционные» священники - до сих пор на слуху.

В этом отношении религия - своеобразная лакмусовая бумажка психического здоровья общества. Как классическое вечернее платье или хороший мужской пиджак: если фигура «пузата» – они подчеркнут именно это, а если фигура идеальна – оттенят ее, как рама картину. Свести религию лишь к патологическим автоматизмам пытался еще Фрейд. Эта версия провалилась. Объяснить религиозность исключительно простоватостью – тоже грешить против фактов: Ньютон, Эйнштейн, отец Сергий Булгаков были людьми энциклопедического образования. А причисленный к лику святых Лука Войно-Ясенецкий был хирургом столь высокого уровня, что носил сан и в эпоху сталинизма и даже был удостоен Сталинской премии за профессиональные успехи! Этого простофиля сделать не в состоянии по определению!

- Ну а как же, все-таки, быть с «бабкой в каске»? Особых интеллектуальных способностей я у таких персонажей не замечал...

- Если коротко: «бабка в каске» - это страхи, порожденные невежеством.

А содержание психозов - зеркало информационного содержания общества.

Если судить масштабно: почему в церквях так много «повредившихся» людей? Это тяга больного к терапевту. Религия построена так, чтобы человек жил в спокойствии и душевном и физическом здравии: не пил, не курил, не терзался комплексом вины за украденное и не лечился от сифилиса при половом распутстве. А каким здесь окажется "врач" – священник - вылечит или искалечит, вопрос его профессионализма. Другой вопрос, что духовность у нас почему-то преподносят как этакие «золотые купола», совершенно игнорируя негативные моменты. Например, агрессивных и фашиствующих казаков, именующих себя православными, и прочие «кружки коллективной боязни парового транспорта». Что, кстати, было в царской России. Такая идеализация имеет потенциал мины замедленного действия и однажды падет на головы как раз тех, кто объявляет автора любой критики «разрушителем скреп» и «исчадием сатаны».

- Поневоле хочется задать извечный вопрос: что делать? В смысле, какова профилактика?

- Побольше думать, развиваться в личностном плане. Не то чтобы о Канте с утра до ночи размышлять – так тоже себя до клиники «удумать» можно. Простая рефлексия, адекватная уровню образованного человека XXI века. К примеру, в ленинградскую блокаду наивысший индекс выживаемости продемонстрировал не здоровый пролетариат, а та самая «гнилая интеллигенция». Гибкость мыслительной деятельности позволяла не «упираться рогом» в беспросветность, а искать обходные пути по принципу «вода камень точит». Это у животных выживает сильнейший, а у людей, чаще всего, умнейший. При этом нагрузки на интеллект следует уравновешивать легкими физическими нагрузками. Например, зарядкой. Кстати, в китайском Шао-лине так и боролись с напряжением от работы мозга изучающего священные тексты и погруженного в медитативные переживания. Монахи в перерывах между философией носили тяжелые ведра с водой на кухню и изучали боевые искусства. Вот вам и баланс веры, тела и разума!

Подпишитесь на наш канал в Telegram: самые интересные новости Нижнего Новгорода

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах