МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Нижний Новгород

Как древние племена строили дома

Секреты древнего домостроительства

 «МК в НН», № 35, опубликовал статью о том, что в июле в Краснобаковском районе Нижегородской области в старице реки Ветлуги на берегу озера Безглядовского автор с группой школьников-скаутов открыл неизвестную науке стоянку людей каменного и бронзового веков.

 

 На сегодняшний день на озере уже обнаружено четыре поселения древних эпох и одно русское средневековое селище. Однако, кроме сотни черепков от разбитых горшков и каменных орудий, на этих стоянках найдены остатки котлованов от древних жилищ. Как и из чего строили дома «нижегородцы» каменного века в эпоху неолита? До сих пор это остается неразрешимой загадкой не только для любознательных читателей, но и для профессиональных археологов. И хотя с того времени прошло несколько тысяч лет, автор «МК в НН» все же попытался разгадать эту загадку…

Рыли котлованы, чтобы не замерзнуть

Известно, что продолжительность жизни древних людей во многом зависела от окружающей среды, климата, болезней, стихийных бедствий, от природных богатств и изобилия промысловых животных в лесах, рыбы в водоемах. Не менее важной основой первобытного выживания еще с эпохи позднего палеолита стало и то, что древние научились строить для себя теплые дома. В ту далекую эпоху на территории современной Европейской части России люди изготавливали каркасы своих жилищ из деревянных жердей, оленьих рогов, костей, бивней и челюстей мамонта. Затем нижнюю часть каркаса они обкладывали плоскими камнями и обтягивали все это шкурами крупных животных. Начиная с эпохи мезолита, в неолите и бронзовом веке, жилища стали возводить из бревен, жердей, камыша, бересты, ветвей хвойных и лиственных деревьев.

Глубина котлованов древних жилищ, обнаруженных нами в июле этого года на озере Безглядовском в Краснобаковском районе, принадлежавших носителям поздневолосовской и балановской археологических культур – более полутора метров. Однако известно, что жилищные котлованы более древних, чем волосовская культура сообществ, населявших территорию Марийско-Нижегородского Поволжья и Поветлужья в эпоху неолита (носители культур накольчатой и ямочно-гребенчатой посуды, а также балахнинской культуры) не выкапывали такие глубокие котлованы.

Почему же тогда именно в волосовское время (нач. III – 1-я четв. II тыс. до н.э.) люди стали рыть котлованы своих домов глубже, чем их предшественники? Дело в том, что в IV-III тыс. до н.э. в лесной зоне Русской равнины наступило глобальное похолодание, уменьшилась влажность. Это продолжалось около 500 лет и постепенно привело к сокращению широколиственных и еловых лесов. И хотя климат тогда был чуточку теплее, чем сегодня, в Волго-Окском междуречье повысился уровень воды в водоемах, озера стали заболачиваться, образовывая торфяники.

Изучение пыльцы древесных и травянистых растений, взятых марийскими археологами на анализ из жилищных ям поздненеолитических волосовских стоянок, позволило установить, что произрастало 3,5 - 4 тыс. лет назад в районе Средней Волги и Ветлуги. Оказывается, песчаные речные и озерные берега в ту эпоху стали зарастать сосновыми (на волосовских поселениях найдено свыше 70-90% пыльцы сосны) и смешанными лесами с включениями березы, липы, ольхи. Сильно разросся папоротник, маревые, осоковые и другие травы. В нижегородских и марийских лесах в волосовское время обитали северные олени, зубры, лоси, медведи, кабаны, лисицы, белки, куницы, боровая и водоплавающая дичь. Но основным промыслом людей была ловля рыбы – осетров, щуки, карповых, сомов, судаков - и сбор моллюсков.

Создавали семью в 14-15 лет

Итак, из-за похолодания волосовские строители стали возводить достаточно капитальные жилища-полуземлянки. Каждый из таких домов имел сложную вертикальную столбовую конструкцию, двускатную или односкатную крышу и мог эксплуатироваться хозяевами на протяжении примерно 30 лет. Часто несколько таких заглубленных высоких полуземлянок располагались в один, в два, и даже в три ряда. В большинстве случаев эти жилища были соединены друг с другом крытыми коридорами-переходами со ступенчатым дном и могли иметь входы-выходы, ведущие к водоемам.

Котлованы до 1 метра и более под каждую из таких полуземлянок волосовцы вырывали в песке. На полу вдоль центральной оси постройки археологи часто находят несколько крупных кухонных кострищ-очагов, находящихся в котловидных или прямоугольных ямах. Они содержат развалы глиняных горшков, кремневые орудия, кальцинированные кости животных и птиц. У внутренних стен жилищ и у выходов из них имелись так называемые очаги-отопители, главным назначением которых являлся внутренний обогрев волосовских «квартирок».

В домах были деревянные нары для сна и хозяйственные ямы. Как правило, они были отгорожены от основного жилого помещения. Правда, перегородки из кольев иногда разделяют и жилые части помещения. Вообще разнообразных ям на дне котлованов от нар и несущих столбов перекрытия в неолитических домах археологи фиксируют достаточно много - от 10 до 100 штук.

По наличию перегородок, изолирующих внутреннее пространство помещений, можно предположить, что в домах проживали многосемейные коллективы: каждая семья имела свой отдельный уголок. А в соседних, совмещенных крытыми коридорами полуземлянках, видимо, располагалась их ближайшая родня или представители родового коллектива. Примечательно, что семью в те эпохи подростки создавали не позднее 14-15 лет, тогда как средний возраст старшего поколения был не более 35 лет. Так что по соседству с молодыми могли легко проживать не только отцы и матери, дедушки и бабушки, но и представители четвертого поколения – прадедушки и прабабушки.

Опираясь на данные этнографии, исследователи рассчитали, что спальная площадь, занимаемая одним членом семьи в неолитическом доме, составляла примерно 2 квадратных метра. Сколько же тогда человек могло населять два древних жилища, обнаруженных нами на одной из стоянок возле озера Безглядовского, если площадь одного из них составляет примерно 60 кв. метров? Все просто: вычитаем от этой суммы 30 кв. метров нежилой площади, приспособленной внутри дома под кострища и хозяйственные ямы. В итоге получается, что в каждой из полуземлянок, стоявших на рубеже III-II тыс. до н.э. на берегу озера Безглядовского, проживало около 15 человек. Если же сложить площади обоих жилищ, обнаруженных на поселении, то получится, что его могли заселять члены одного родового коллектива, которых, видимо, было не менее 30, но не более 40 человек.

Покрывали крыши снопами из камыша

Так как же строили свои дома волосовские племена (и другие племена эпохи неолита), населявшие Среднее Поволжье? Конечно, более точная реконструкция постройки домов будет возможна только после археологических раскопок обнаруженных древних жилищных западин. Однако если провести археологические параллели, то уже сегодня можно познать секреты древнего домостроительства нашего края. Тем более что надежно реконструировать внешний и внутренний облик неолитических полуземлянок можно благодаря нашим соседям, участникам Марийской археологической экспедиции. На эту тему даже существует замечательная монография археологов из Марий Эл Валерия Никитина и Бориса Соловьева «Поселения и постройки Марийского Поволжья». Этот капитальный труд написан и не имеет аналогов в российской археологической литературе.

Для постройки своих жилищ древние люди выбирали хорошо продуваемые песчаные возвышения – края и склоны надпойменных береговых террас, стариц, проточных озер, пойменных дюн и мысов. 3,5-4 тыс. лет назад традиционным типом неолитического жилища служила четырехугольная полуземлянка, в основе которой вырывался котлован до 1 метра. Иногда его дно древние строители засыпали чистым речным песком. Стены котлована обшивали горизонтально уложенными одно на другое бревнами или жердями и прижимали их вплотную к стене вертикально врытыми или вбитыми в дно котлована столбами. Примерно по такому принципу они могли утеплять и пол жилища. Вдоль более длинных стен на небольшом расстоянии друг от друга они закапывали два ряда столбовых бревен, высотой около 2 метров, которые поддерживали продольные балки: на них опирались наклонные скаты перекрытия – укрепление крыши. В центре жилища вкапывались столбы, поддерживающие несущую балку. Обычно крышу делали двускатную, из наклонных бревен или жердей, которые с внешней стороны постройки выступали за края котлована на пару метров и упирались в специальную канавку, вырытую вдоль полуземлянки. Такая конструкция скатов перекрытия препятствовала попаданию воды в землянку.

Археологи из Марий Эл установили, что крыши крылись лубом, берестой и камышовыми снопами, связками хвойных и лиственных деревьев и кустарников. Их неолитические строители плотно укладывали на двускатный деревянный каркас крыши, изготовленный из веток и жердей.

Особенно надежным легким кровельным материалом были камышовые снопы – природный материал, в достатке произрастающий по берегам пойменных заливных водоемов. Такая крыша не промокала, с нее хорошо стекала вода во время дождей, а благодаря полости камышовых стеблей в доме было прохладно в жару и надолго сохранялось тепло зимой. Вы не поверите, но камышовая крыша пользуется большим успехом и в современном домостроении. По словам нынешних мастеров, она не только отлично держит тепло и обладает хорошими звукоизоляционными свойствами, но благодаря бактерицидным свойствам камыша не покрывается плесенью, а из-за высокого содержания в этом водном растении кремния ее не едят грызуны и насекомые.

Нижнюю часть кровли неолитические строители, видимо, засыпали грунтом и покрывали дерном и берестой, что еще более способствовало сохранению сухости и тепла в жилище. У такого дома только один минус – камышовая крыша была достаточно пожароопасной, но, по-видимому, древние люди были несколько внимательнее нас.    

Подпишитесь на наш канал в Telegram: самые интересные новости Нижнего Новгорода

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах