Публичные слушания по внесению изменений в устав города Нижнего Новгорода прошли в мэрии 17 сентября без сенсаций и привлекли внимание больше юридического сообщества.
Проект изменений в устав будет рассмотрен на гордуме 24 сентября с учетом поступивших предложений, но вряд ли доводы коммунистов, выступающих за сохранение паритета «списочников» и «одномандатников», примут во внимание.
Каждому району - по креслу
Напомним, в действующей редакции устава дума города Нижнего Новгорода состоит из 42 депутатов, 21 из них избирается по одномандатным округам, остальные — по партийным спискам. Однако сейчас в думе «несоответствие» - 28 одномандатников и 14 списочников.
С предложением изменить порядок формирования гордумы выступила фракция единороссов. Таким образом они хотят реализовать послание Президента РФ, который призвал местную власть быть «ближе к населению» - "на расстоянии вытянутой руки».
Единороссы предлагают усилить присутствие одномандатников - с 28 до 36, но снизить количество списочников (по партийным спискам), им отведено 10 мест, а не 14.
Сегодня девять мандатов у «Единой России», по два - у «Справедливой России» и КПРФ, один - у ЛДПР.
«По федеральному законодательству мы не можем сделать количество списочников менее 10 человек (если, конечно, не переходить целиком на одномандатную систему. – Авт.), - пояснила зам. главы города Елизавета Солонченко. - При этом, чтобы в каждый из 8 районов Нижнего добавить по депутату, нужно еще 4 мандата, отсюда получается - 36 и 10».
«Если бы выборы депутатов прошли по существующей системе, - добавляет она, - то на одного депутата приходилось бы 50 тысяч избирателей, - тяжело работать с обращениями граждан. Новая схема снизит нагрузку на депутата примерно на 40%, на него будет приходиться уже примерно по 26 тысяч избирателей».
«Во многих районах появляются новые микрорайоны, и если каждому району города добавить по одному депутату, это позволит им эффективнее работать на благо жителей», - согласен глава города Олег Сорокин.
Без особой изжоги
Слушания подтвердили, что прибавление «4 кресел» в гордуме люди считают технической корректировкой, которая ничего в жизни города не изменит.
Однако ряд выступающих говорил, что нужно «сделать» представительный орган Н.Новгорода полностью «одномандатным». Другие были уверены: надо сохранить присутствие политических сил.
После долго отсутствия в публичном пространстве появился известный Михаил Тараканов из общества ветеранов чеченской войны. Он призвал кардинально расширить депутатский корпус, чтобы на каждого жителя приходилось по 5-10 тысяч избирателей в округе.
Депутат-коммунист Александр Перов настаивал на сохранении в гордуме соотношения 50 на 50 между списочниками и «одномандатниками». "Иначе мы принижаем и ущемляем роль политических партий, будет страдать диалог общества и власти", - сказал он. И напомнил, что до сих пор не рассмотрена инициатива коммунистов о выборе главы города прямым голосованием народа, а не из состава думы.
Однако выступление коммуниста, скорее всего, останется декларацией. Потому что фракционные выступления, решения и голосования за четыре года работы нынешней гордумы можно пересчитать по пальцам. Списочники есть, а фракционной деятельности не наблюдается.
«А много ли фракция внесла предложений за время работы? Один-два? - напомнил ему коллега Анатолий Волков. – И то единороссы, конечно, гораздо активнее. К тому же никто не мешает любой партии выставить своего представителя в качестве одномандатника».
«Особой изжоги такие изменения формирования гордумы не вызывают, хотя мы все равно придем, наверное, к одномандатному составу, - считает депутат Вячеслав Растеряев.
Есть ли в Нижнем политическая жизнь?
Глава города Олег Сорокин сказал, что вариант полностью «одномандатной думы» рассматривался, но в итоге остановились на том, чтобы в ближайшей перспективе сохранить в МСУ представительство политических партий.
- Хотя акцент в пользу одномандатников сделан правильно, - добавил он. – Зачастую прикрываясь мандатом партии, приходят люди, которых потом пять лет сложно заставить работать в думе.
Преподаватели и юристы Академии МВД, института управления выступили на слушаниях с целым букетом идей. Начиная с того, чтобы разработать новый устав города, полностью модернизировать документ, который, по их мнению, даже несколько противоречит региональному законодательству. Например, дополнить статьей «оценка эффективности органов МСУ», уточнить порядок организации публичных слушаний.
«А вы думаете, народ знает, что в мэрии сегодня публичные слушания проходят? – риторически интересовался Николай Трусов, начальник кафедры Нижегородской Академии МВД. – Нам говорят, что были какие-то круглые столы по этому вопросу. Но мы, вроде бы, не самые последние люди, и про них не знали, - нас не приглашали».
«Наверное, политическая эволюция приведет нас к тому, что глава города будет избираться прямым голосованием, - допускает Олег Сорокин, - потому что посмотрите, как спокойно прошла губернаторская кампания».
- Вы надеетесь, что и предстоящие выборы в гордуму 2015 года будут такими же чистыми? - поинтересовался корреспондент «МК в Нижнем».
-Я надеюсь, что год, оставшийся до выборов в гордуму, нас еще многому научит. Муниципальные выборы сложные, но рассчитываю на мудрость людей, которые работают на этом уровне, – обтекаемо выразился Сорокин.
Кстати, круглый стол по способу формирования гордумы действительно был. Члены Нижегородского экспертного клуба, политики, эксперты обсуждали способ формирования гордумы Н.Новгорода 2015 года, и как избирать главу города, - все-таки политическая жизнь еще теплится в Нижнем.
Прямой, как мэр
Приглашенный тогда на эксперт-клуб бывший мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев уверенно заявил, что думу надо формировать только из одномандатников. Далеко не все могут выбрать для себя партию, за которую готовы проголосовать. Тем более, когда люди выбирают конкретную личность, они, как правило, ее знают и доверяют ей,- отметил Лебедев. - А партия – для большинства людей структура непонятная. В таком случае нужно прямые выборы мэра Нижнего Новгорода вернуть!»
«Мэр должен выбираться голосованием! Такова воля нижегородцев. Выборы мэра будут возвращены обязательно! Я говорю от имени народа, – горячо заверял социолог Прудник Александр. - Я вам гарантирую, что мы скоро опять соберемся и будем обсуждать этот вопрос.
Партийные списки создают ложное представление, что граждане выбирают депутатов по партийной принадлежности. У нас люди голосуют за конкретные личности. Нередко случается, что конкурируют депутаты из одной партии».
«Нужна свежая кровь в кадровом составе, нужно политическое обновление», - уверен бизнес-омбудсмен Павел Солодкий.
Но самое откровенное мнение и «по сути» высказал, пожалуй, руководитель центра социально-политических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН Евгений Семенов.
Клановый доступ
Потому что, действительно, «суть» оказалась за бортом обсуждения. Очевидно, что механическое добавление депутатов в гордуму не добавит «удовлетворенности населения качеством услуг» и «доверия к власти». Сколько избирателей знает своего депутата? А главное, - сколько считает, что он может помочь в какой-то проблеме?
Да малое количество людей, не включенных в ветеранские и прочие общественные «рычаги и подпруги власти».
Некоторые, возможно, довольны теми подарками депутатов, которые спонсируют из своих фондов праздники, поездки жителей в Дивеево… Но не только в этом заключается работа народного избранника. Нет диалога по главным проблемам, нет механизма постоянной дискуссии с обществом.
"В действующей модели МСУ у нас нет и не может быть эффективной обратной связи, а это критерий эффективности местного самоуправления, - объясняет Евгений Семенов. - Система МСУ деградирует. Ни для кого не секрет, что нынешняя дума уже давно не представляет интересов разных групп избирателей. Чаще это группы от предпринимателей.
Сегодня среди действующих депутатов только один учитель. В результате мы имеем странную и даже порочную систему. Нынешняя гордума – закрытая клановая система. Поэтому принципиален вопрос не количества депутатов, а кому в конечном итоге принадлежит власть в городе?»
«По самым скромным данным стоимость среднего чека прохождения в гордуму – это где-то 20 миллионов. Стоимость среднего чека при получении одного голоса при избрании главы города также предполагается. Партии в этой системе вызывают некий дисбаланс. У них есть свои, корпоративные обязательства, интересы. Торговаться с партиями было бы сложнее (дороже - подсказывали участники встречи. – Авт.), чем с одномандатниками».
- На мой взгляд, в гордуме не исполнили поручение Президента, а обошли, относясь к этому делу формально, - добавляет Семенов. - А ведь Президент послал месседж нашим местным элитам, которые не допускают к себе свежую кровь: «будете плохо себя вести – разрушим вашу коммьюните». Но сейчас, на мой взгляд, по-другому развиваются события.
- Считаю, что количество партий в думе должно быть увеличено и не по квоте от партий парламентских. Это позволит создать некое пространство для диалога, - отметил Семенов.
- Сегодня говорят об отсутствии обратной связи между властью и народом. А у меня вопрос: нужен ли власти контроль снизу? Власть устраивает пассивность народа, - констатировал заведующий кафедрой экономики НИМБ Александр Мазин. - Общественное самоуправление в России возможно только при соблюдении трех условий: поддержка центральной власти, поддержка региональной власти и поддержка народа. Любые инициативы, любые начинания обречены на провал, если их не поддержит власть.